1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Рішення


Решение
Экономического совета Содружества Независимых Государств о проекте Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года
(Москва, 20 июня 2008 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить в основном проект Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, подготовленный Рабочей группой по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ.
2. Внести уточненный с учетом состоявшегося обсуждения проект документа на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ (проект Решения прилагается).
3. Рабочей группе по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ приступить к разработке проекта Плана мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года в целях его утверждения Советом глав правительств СНГ.
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (прилагается).
2. Поручить Совету глав правительств Содружества Независимых Государств на очередном заседании принять окончательное решение по указанному проекту Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.
Совершено в городе ________ ______ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину
Проект
СТРАТЕГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с положениями Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года.
Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах-участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений в период до 2020 года.
Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему взаимосогласованных государствами-участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, направленных на превращение Содружества Независимых Государств в значимого участника системы международных экономических отношений.
Целью Стратегии является придание новых импульсов экономическому развитию государств-участников СНГ, обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста, экономической безопасности, повышение благосостояния народов и качества жизни населения на основе получения синергетического эффекта от масштабного производства экономически выгодных товаров, работ и услуг, конкурентоспособности национальной экономики государств-участников СНГ, укрепление их позиций в мировой хозяйственной системе.
Стратегия отвечает жизненно важным интересам каждого государства-участника СНГ, является для них приоритетом и должна содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни.
Развитие экономического сотрудничества в рамках СНГ не противоречит развитию отношений с другими государствами, не ограничивает и не ущемляет их взаимодействие.
Основой настоящей Стратегии является добровольность и самостоятельность государств-участников СНГ в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.
О месте СНГ в мировой хозяйственной системе
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование всего комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая и взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами-участниками СНГ реальные перспективы экономического роста и повышения их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения своих позиции и места в меняющейся конфигурации современного мира необходимости ускорения создания и укрепления регионального экономического объединения, способного играть значимую роль в международном разделении труда.
Содружество Независимых Государств обладает значительным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы (железные дороги, аэродромы, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) государств-участников СНГ довольно развиты.
В 2007 году в СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств-участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для обеспечения увеличения объемов производства и вывода государств-участников СНГ в группу государств с высоким уровнем жизни.
Общая оценка экономической ситуации в СНГ
Государства-участники СНГ при подготовке Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств пришли к выводу, что главным итогом их совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово-экономических отношений.
В настоящее время главы государств-участников СНГ провозгласили экономическое сотрудничество приоритетом Содружества Независимых Государств, определив при этом необходимым условием устойчивого развития государств полноценное торгово-экономическое взаимодействие.
Результаты социально-экономического развития государств-участников СНГ в последнее время свидетельствуют о переходе их экономики от периода стабилизации к динамичному росту.
В 2007 году экономическая ситуация в государствах-участниках СНГ складывалась благоприятно, сохранялись довольно высокие темпы экономического роста. В большинстве государств темпы роста основных макроэкономических показателей превышали уровень 2006 года. В среднем по государствам-участникам СНГ производство валового внутреннего продукта (далее - ВВП) увеличилось на 9%, промышленной продукции - на 7%, инвестиции в основной капитал - на 20%, перевозки грузов - на 5%, розничный товарооборот - на 16%.
Рост ВВП в значительной мере был обусловлен динамикой промышленного производства. В ряде государств высокими темпами развивались не только добывающая промышленность, но и такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическое производство, обработка древесины, производство пищевых продуктов. Опережающий рост ВВП по сравнению с численностью занятых в экономике свидетельствовал об увеличении производительности труда. Во многих отраслях наблюдались рост рентабельности и сокращение числа убыточных предприятий.
Динамика экономического развития способствовала увеличению реальной заработной платы, реальных располагаемых доходов, а также текущих сбережений населения. Потребительский рынок развивался стабильно. На рынках труда ряда государств постепенно снижается уровень безработицы.
Укрепились государственные финансы и денежное обращение. В большинстве государств-участников СНГ стабилизировались валютные рынки, возросло доверие к национальным валютам. Увеличиваются объемы золотовалютных резервов, снижается размер государственного внешнего долга.
К позитивным результатам экономического сотрудничества можно отнести укрепление национальной экономики государств, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.
Эти результаты в значительной мере обеспечены за счет таких факторов, как восстановление и развитие экономических связей, функционирование зоны свободной торговли, установление безвизового режима между государствами-участниками СНГ, решение вопросов трудовой миграции и ряда социальных задач. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном, межведомственном уровнях, обеспечивает прямую связь с реальным сектором экономики, благодаря чему совершенствуется экономическое сотрудничество государств-участников СНГ.
Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого для всех государств разрешения. В рамках СНГ не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низкие затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.
Факторы, влияющие на развитие экономического взаимодействия государств-участников СНГ
На развитие экономического взаимодействия государств-участников СНГ влияют факторы общего характера:
- различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и жизни населения;
- расхождение в подходах к рыночным преобразованиям;
- разноскоростной характер интеграционного процесса;
- невыполнение государствами-участниками СНГ отдельных принятых обязательств.
Кроме того, на экономическое взаимодействие оказывают влияние:
- значительный износ основных фондов в базовых отраслях экономики;
- увеличение транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;
- наличие значительной доли теневой экономики;
- доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам-участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта.
Условия вхождения в мировую хозяйственную систему диктуют необходимость государствам-участникам СНГ совместно решать проблемы экономического роста и достижения заявленных при образовании Содружества Независимых Государств стратегических целей. Промышленный потенциал государств-участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может быть задействован без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.
Поступательное развитие экономического сотрудничества, взаимной торговли позволит государствам-участникам СНГ получить стратегический эффект в экономической, внешнеэкономической, экологической, инновационно-технологической и социальной сферах.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Приоритеты экономического развития Содружества Независимых Государств находятся в сфере улучшения использования имеющегося природно-ресурсного и научно-технического потенциала, возможностей топливно-энергетического, промышленного и агропромышленного комплексов. Степень заинтересованности государств-участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств. В рамках СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать экономику каждого государства и СНГ в целом.
Дальнейшему движению по пути создания совместного экономического пространства в рамках Содружества Независимых Государств способствуют:
- наличие довольно емкого регионального рынка (280 млн. потребителей);
- самодостаточность и взаимодополняемость по основным видам топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
- имеющийся значительный промышленный потенциал и его технологическая общность при низкой конкурентоспособности продукции на мировых рынках;
- сопоставимый уровень развития трансформационных процессов;
- осознание необходимости повышения конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ и ускорения их социально-экономического развития на основе инноваций.
Государства-участники СНГ, исходя из понимания необходимости долгосрочного экономического сотрудничества, намерены развивать взаимовыгодные торговые отношения и осуществлять совместные инвестиционно-инновационные проекты и программы, что обеспечит согласование между заинтересованными государствами конечных целей социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, наиболее полное использование совокупного ресурсного и инновационного потенциала, а также международного опыта.
III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для достижения общих стратегических и текущих целей государств-участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.
Можно определить следующие общие стратегические цели государств-участников СНГ:
- формирование условий для обеспечения стабильного развития экономики;
- повышение благосостояния населения;
- развитие здравоохранения, образования, науки и культуры;
- обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;
- создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
- создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств-участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, производственной специализации и кооперирования на базе транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;
- обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, информации;
- создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;
- рациональное использование природно-ресурсного потенциала на основе производственной специализации и кооперирования;
- осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;
- сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.
Системное достижение поставленных целей позволит повысить конкурентный потенциал экономики всех государств-участников СНГ за счет развития науки, образования, здравоохранения, высоких технологий, перейти от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития экономики.
Главными задачами государств-участников СНГ являются:
- эффективное использование географического и экономического потенциала Содружества Независимых Государств на благо интересов своих граждан;
- повышение степени участия в международном разделении труда;
- диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;
- активизация финансового сектора (государственный, частный и структуры совместного инвестирования);
- консолидация усилий для получения наибольшего эффекта на основе совпадения национальных экономических интересов;
- взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств-участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.
Можно выделить следующие приоритетные направления развития взаимодействия:
- завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами ВТО;
- формирование предпосылок для создания общего экономического пространства;
- развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;
- взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
- углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
- формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений;
- создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.
Экономическая политика государств-участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, улучшение использования производственных мощностей. Для этого необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств-участников СНГ стандартов технологии, загрязнение окружающей среды и продукты питания.
Предполагается создать условия для формирования среднего класса, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами-участниками СНГ. Будет разработан и принят комплекс действенных мер по ликвидации коррупции и существенному снижению уровня теневой экономики.
Этапы реализации Стратегии:
первый этап - 2009-2011 годы;
второй этап - 2012-2015 годы;
третий этап - 2016-2020 годы.
На первом этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств-участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования в соответствии с нормами и правилами ВТО. Будут приняты меры по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Будет осуществлен переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой регулирования доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.
Предполагаются реализация и расширение конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика государств-участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.
В этих целях будут осуществляться содействие повышению конкурентоспособности промышленности; расширение взаимных инвестиций для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей, повышения трансграничной мобильности факторов производства; развитие устойчивых кооперационных связей в целях осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки; структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность для населения качественных социальных услуг; развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования в государствах-участниках СНГ.
На втором этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств-участников СНГ на основе формирования межгосударственного инновационного пространства. Инструментом достижения указанной цели должна стать межгосударственная целевая программа в области инновационного сотрудничества государств-участников СНГ, обеспечивающая активизацию инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов для реализации долгосрочных программ и проектов, имеющих межгосударственный формат.
На третьем этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технических и образовательных потенциалов государств-участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.
IV. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Государства-участники СНГ считают необходимым условием достижения поставленных целей наличие консолидированных подходов к системообразующим аспектам.
При проведении согласованной экономической политики в области межгосударственных программ государства-участники СНГ будут инициировать или поддерживать предложения по созданию конкурентоспособных производственных систем, развитию интеллектуального потенциала, формированию эффективной инновационной инфраструктуры.
Одновременно будут приниматься согласованные меры по реформированию естественных монополий и созданию механизма воспроизводства производственной базы, проведению сбалансированной макроэкономической политики.
Взаимодействие государств-участников СНГ при осуществлении согласованной структурной политики, понимаемой как взаимовыгодное объединение усилий и ресурсов государств-участников СНГ и осуществление системы мер комплексного и взаимосогласованного воздействия на структурообразующие элементы экономики, будет направлено:
- на создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики с рациональным размещением производительных сил, способной динамично развиваться на основе передовых достижений науки и техники;
- первоочередное развитие на основе взаимодействия конкурентоспособных на мировом рынке производств;
- обеспечение материальных, финансовых и трудовых ресурсов, достаточных для осуществления структурных изменений;
- достижение договоренностей по вопросам основных направлений технического перевооружения в отраслях, где особенно эффективны разделение труда, специализация и кооперация;
- диверсификацию экспортного потенциала государств-участников СНГ.
Предусматривается координация национальных программ структурной перестройки экономики государств-участников СНГ с выходом на разработку межгосударственных инновационных и инвестиционных программ и проектов, комплексного прогноза развития экономики и взаимных хозяйственных связей заинтересованных государств-участников СНГ на ближайшую перспективу.
Государства-участники СНГ будут содействовать доступу к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для продвижения продукции совместного производства на рынки третьих стран.
Для формирования открытого и конкурентного рынка необходимо обеспечение взаимного доступа к экономической информации в максимально возможном объеме. В этих целях будут предприняты шаги для унификации и расширения публикуемых статистических данных о социально-экономическом положении государств-участников СНГ, а также обмена информацией по экономическим вопросам.
Основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы в рамках СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства, обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения.
Решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением государств пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, социального, медицинского и пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов, воссоединение их с семьей.
Для решения проблемы экологизации экономики предполагаются:
- формирование системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, введение платного природопользования; развитие финансово-кредитной системы по сохранению окружающей среды; стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;
- внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;
- внедрение международной системы экологической маркировки товаров и пищевых продуктов;
- стимулирование производителей к внедрению системы экологического менеджмента в целях уменьшения негативного влияния на окружающую природную среду;
- создание и развитие системы интегрированного экологического управления путем введения экологической составляющей в программы развития секторов национальной экономики государств-участников СНГ;
- введение экономической ответственности природопользователей за загрязнение окружающей природной среды;
- проведение совместных исследований в целях точной фиксации происходящих перемен и прогнозов их последствий;
- разработка совместных проектов содержания или рекультивации наиболее пораженных территорий;
- организация разработки научно обоснованных экологических норм и стандартов (предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ и физические факторы воздействия оборудования на человека), а также обоснование требований к экологической безопасности выпускаемой продукции;
- взаимодействие в области разработки, производства и взаимных поставок необходимой техники и приборов природоохранительного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
- объединение и концентрация совместных усилий и ресурсов государств-участников СНГ для реализации межгосударственных приоритетных направлений развития образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей природной среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- разработка систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды.
В области стандартизации, технического регулирования и метрологии необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- гармонизация технических регламентов, стандартизация, метрология и оценка соответствия;

................
Перейти до повного тексту