1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный водный кодекс
для государств-участников Содружества Независимых Государств
Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 27-10
от 16 ноября 2006 года)
Вода является возобновляемым, но уязвимым природным ресурсом, требующим соответствующего обращения и охраны, как основы жизни и деятельности населения и его будущих поколений.
Настоящий Модельный водный кодекс для государств-участников СНГ (далее - Кодекс) устанавливает основополагающие принципы водной политики, направленной на устойчивое водопользование и охрану водных объектов и их водных ресурсов.
Кодекс также устанавливает правовые основы деятельности государства-участника в области водной политики и единые подходы к обеспечению устойчивого водопользования в рамках бассейнов водных объектов, улучшения качества поверхностных вод в интересах населения и развития экономики государства, сохранения водных экосистем, а также предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия вод водных объектов.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами;
бассейн поверхностного водного объекта (далее - бассейн водного объекта) - территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водотоков и водоемов, с которых весь поверхностный сток через последовательность ручьев, рек, озер и иных водных объектов течет в главный из них водный объект, впадающий в море или в озеро;
береговая линия - граница водного объекта, которая устанавливается (определяется):
для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;
для внутренних морских вод и территориального моря государства - по постоянному уровню, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива или линии максимального прилива (принимается национальным законодательством);
для болот - от их границы, соответствующей нулевой глубине торфяной залежи;
внутренние воды - все текущие воды и воды, находящиеся в состоянии замедленного водообмена, подземные воды (водные объекты), расположенные в пределах границ государства, а в случае если территория государства примыкает к морю, то и воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря (внутренние морские воды), и подземные воды, текущие в направлении к исходной линии, от которой измеряется ширина территориального моря государства;
внутренние морские воды - морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
вода (воды) - вся вода, сосредоточенная в водном объекте;
водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, которые сосредоточены в водных объектах и используются или могут быть использованы;
водный объект (поверхностный) - сосредоточение вод на поверхности суши, в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима и представляющее отдельный и значительный элемент поверхностных вод: река, ручей, озеро, водохранилище, пруд, болото и иные водные объекты в естественных или искусственных впадинах;
водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водном объекте;
водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании;
водные объекты особого пользования - водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц в соответствии с национальным законодательством;
водный фонд - совокупность водных объектов в пределах границ государства, в том числе территориальное море;
водосборная площадь - территория, сток с которой формирует водный объект;
водоносный горизонт - подземный слой или слои геологических образований, обладающих достаточной пористостью и проницаемостью, которые создают значительные скопления подземных вод или позволяют добывать значительные количества подземных вод;
водный сервитут - право ограниченного пользования водными объектами, которое выступает в формах публичного и частного водных сервитутов;
водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных или дренажных вод, в водные объекты;
водопотребление - забор (изъятие) воды из водного объекта;
водопользователь - гражданин (физическое) или юридическое лицо, которым в установленном национальным законодательством порядке предоставлены права пользования водными объектами, в том числе внутренними морскими водами и территориальным морем;
водопотребитель - гражданин (физическое) или юридическое лицо, получающие в установленном национальным законодательством порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;
водоток - поверхностный водный объект (реки, реки и водохранилища на них, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов) с непрерывным движением вод;
водоем - поверхностный водный объект (озера, водохранилища не на водотоке, болота, пруды), представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах;
водохозяйственная деятельность - юридически обусловленная деятельность граждан (физических), юридических и иных лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;
водохозяйственный объект - сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов;
водозабор - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды из водных объектов;
водоохранная зона водного объекта (водоохранная зона) - территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности;
водные экосистемы - естественная водная среда, в которой живые (животные, растения и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;
вредное воздействие вод - затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты;
вредное вещество - любое опасное, ядовитое или иное вещество, которое при попадании в водный объект, в том числе в море, способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, вызвать загрязнение или отрицательно повлиять на биологические процессы, ухудшить условия правомерного использования водного объекта;
гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна водного объекта; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов;
дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты;
единый водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), а также подземные воды и вмещающие их горные породы;
загрязнение водного объекта - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;
засорение водного объекта - сброс или поступление иным способом в водные объекты, в том числе в море, предметов, материалов или мусора, взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;
зона санитарной охраны - территория, на которой устанавливается специальный режим в соответствии с национальным законодательством и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов питьевого водоснабжения;
истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
искусственный водный объект - объект поверхностных вод, созданный в результате человеческой деятельности;
использование водных объектов - получение установленными в правовом порядке способами пользы от водных объектов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей граждан (физических) и юридических лиц;
комплексный подход к контролю - деятельность и система мер по контролю за сбросами сточных вод и выбросами в водные объекты из любых источников загрязнения;
лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, устанавливаемые водопользователю на определенный срок;
международный бассейн водного объекта - географический район, расположенный на территории двух и более стран, ограниченный линией водораздела водной системы, которая включает поверхностные и подземные воды, питающие общий водоток;
обособленный водный объект - искусственный, замкнутый объект поверхностных вод, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами, созданный в результате человеческой деятельности;
озеро - поверхностный водный объект внутренних вод;
открытое море - все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;
опасные вещества - вещества или группы веществ, являющиеся токсичными, канцерогенными, мутагенными, тератогенными или биоаккумулируемыми, особенно когда они являются стойкими;
охрана водных объектов - деятельность и система мер, направленные на сохранение и восстановление водных объектов;
публичный водный сервитут - возможность каждого пользоваться водными объектами общего пользования и другими водными объектами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
прибрежные морские воды - поверхностные воды в береговом направлении от линии, каждая точка которой находится на расстоянии одной морской мили в сторону моря от ближайшей точки основной линии, от которой измеряется ширина территориального моря (вод);
прибрежные воды - поверхностные воды в береговом направлении от линии, каждая точка которой находится на расстоянии одной морской мили в сторону моря от ближайшей точки основной линии, от которой измеряется ширина территориального моря (вод), простираясь, где это возможно, вплоть до внешней границы переходных вод;
переходные воды - воды устьев рек или иных водных объектов, которые частично засолены из-за близости к прибрежным водам, но которые находятся под существенным влиянием потоков пресной воды;
подземные воды (подземный водный объект) - все воды ниже поверхности земли, включающие определенный объем подземных вод в водоносном горизонте или горизонтах;
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленное право пользования водным объектом для осуществления хозяйственной и иной деятельности граждан (физических) и юридических лиц, связанной с использованием водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря;
приоритетные опасные вещества - опасные вещества, представляющие значительный риск для водной среды и экосистемы водного объекта в целом, включая риск для вод, используемых для водозабора в целях питьевого водоснабжения;
подбассейны рек - территория, с которой весь поверхностный сток через ручьи, реки и иные водные объекты течет к реке, впадающей в определенной точке в главный водный объект;
прибрежная защитная полоса (прибрежная полоса, береговая полоса) - часть территории водоохранной зоны водного объекта, в том числе внутренних морских вод и территориального моря, которая непосредственно примыкает к акватории водного объекта (береговой линии) и в пределах которой запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных национальным водным законодательством;
район бассейна водного объекта - территория, состоящая из одного или более соседствующих бассейнов водных объектов вместе с относящимися к ним подземными и прибрежными водами;
район международного бассейна водного объекта - бассейн водного объекта, охватывающий территорию более чем одного государства;
река - поверхностный водный объект, воды которого текут по поверхности земли или в части своего русла могут течь под землей и находятся в состоянии непрерывного движения;
состояние поверхностных или подземных вод - общее выражение состояния водного объекта, обусловленного его экологическим, количественным, качественным и химическим состоянием, или соответствие показателей, отражающих состояние водного объекта, нормативным;
сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории;
судно - средство передвижения любого типа, включая суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, подводные суда, буксирные и самоходные плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы и другие искусственные сооружения, конструкции и устройства, эксплуатируемые в водной среде, в том числе в морской;
территориальное море - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые от исходных линий, принятых в соответствии с нормами международного права и национального законодательства;
трансграничные воды (водные объекты) - любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены на таких границах. В тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах;
трансграничное воздействие - любые значительные вредные последствия изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией одной стороны, для окружающей среды в районе, находящемся под юрисдикцией другой стороны;
устойчивое водопользование - планирование, принятие и выполнение государством мер и мероприятий, направленных на охрану и улучшение качественного и количественного состояния вод водных объектов, отвечающих потребностям настоящих и будущих поколений;
норматив качества - концентрации отдельного загрязнителя или группы загрязнителей в воде, биоте или в осадке, которые не должны быть превышены в целях защиты человека, водной экосистемы и окружающей среды в целом;
нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ - нормативы, которые устанавливаются для вод водных объектов и сточных вод в зависимости от целевого использования водного объекта и которые соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к качеству вод в водном объекте и к качеству сточных вод, поступающих в водный объект, и являются основанием для установления нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты;
частный водный сервитут - ограничение прав лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом, в пользу иных заинтересованных лиц в установленном национальным законодательством порядке, при этом субъектами правоотношений по его поводу могут быть только водопользователи;
экологическое состояние поверхностных вод - показатели качества вод водных объектов и функционирования их водных систем;
химическое состояние поверхностных вод - химическое состояние вод водного объекта, в котором концентрации загрязнителей не превышают установленные нормативы качества.
Статья 2. Законодательство в области водных отношений
1. Настоящий Кодекс устанавливает основополагающие принципы национальной водной политики, основы административной, организационно-правовой и экономической системы управления и координации деятельности в области использования и охраны водных объектов и их водных ресурсов, в том числе международных бассейнов водных объектов, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Настоящий Кодекс направлен на регулирование водных отношений в области использования и охраны водных объектов и их водных ресурсов в пределах бассейнов водных объектов и международных бассейнов водных объектов.
3. Положения Кодекса в части регулирования водных отношений распространяются на все водные объекты, расположенные на территории государства-участника Содружества Независимых Государств (далее - государств-участников), в том числе на территориальное море и соответствующие районы моря, находящиеся под его юрисдикцией.
4. Положения Кодекса не распространяются на отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водного объекта, которые регулируются гражданским и иным законодательством государства-участника.
5. Настоящий Кодекс определяет отношения по поводу животного и растительного мира, лесов, земель водоохранных зон водных объектов и иных охранных зон и территорий, недр, которые возникают при использовании и охране водных объектов, в той мере, в какой эти отношения не урегулированы соответствующими национальными законами государства-участника и нормами международного права.
Статья 3. Задача и цели Кодекса
Задачей настоящего Кодекса является создание структурной основы установления правовых норм и требований в области водных отношений, которая обеспечивает достижение основных целей устойчивой водной политики, направленных на следующее:
обеспечение обоснованного и рационального использования и охраны водных ресурсов бассейнов водных объектов и их иных природных ресурсов в интересах населения, проживающего на данных территориях, и устойчивого развития экономики государства;
предупреждение, предотвращение, ограничение и сокращение трансграничного воздействия;
обеспечение устойчивого водопользования на территории государства-участника, в том числе в районах международных бассейнов водных объектов;
устойчивое, сбалансированное и равнораспределенное водопользование, основанное на долговременной защите имеющихся водных ресурсов;
обеспечение достаточного уровня предложения питьевой воды и воды для других экономических нужд, соответствующей экологическим требованиям водохозяйственной обстановки, охраны окружающей среды, предотвращения негативного воздействия наводнений и засух;
гарантированный целостный подход к рассмотрению качественных и количественных аспектов как поверхностных, так и подземных водных объектов;
предотвращение дальнейшего ухудшения, защиту и улучшение состояния водных экосистем и иных экосистем, непосредственно зависящих от водных экосистем, а также особо охраняемых водных объектов, особо охраняемых зон, водоохранных зон водных объектов и иных охраняемых территорий;
прогрессивное уменьшение загрязнения водных объектов сбросами и поступлением вредных веществ с поверхностным стоком;
предотвращение и ликвидацию загрязнения морской среды и подземных вод;
предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод.
Статья 4. Основные принципы водного законодательства
Настоящий Кодекс основывается на следующих основополагающих принципах и общих положениях политики устойчивого водопользования:
учета значения водных объектов как основы жизни и деятельности человека, исходя из условия, что вода в водном объекте является не коммерческим продуктом, а скорее наследием, требующим охраны, защиты и бережного обращения;
приоритета охраны водного объекта как важнейшего компонента окружающей среды при предоставлении права пользования водными объектами в тех или иных целях;
управления водными ресурсами водных объектов таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности;
приоритета использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями использования водного объекта и иных приоритетов, устанавливаемых национальным законодательством, в том числе приоритетов энергетики;
приоритета сохранения особо охраняемых водных объектов, охраняемых зон и территорий;
бассейнового принципа управления, основанного на сочетании использования и охраны всего бассейна трансграничного водного объекта и его части в границах территорий отдельных государств-участников;
сбалансированного развития экономики на основе использования водного объекта и улучшения состояния окружающей природной среды;
разграничения функций управления и контроля в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования;
принципе предосторожности, согласно которому меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия в результате утечки или иных потерь опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этим веществом, с одной стороны, и возможным воздействием, с другой стороны;
принципе "загрязнитель платит", согласно которому расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнений, возмещаются пользователем;
предупреждения экологически неблагоприятных последствий принимаемых решений;
предупредительных действий, то есть принятия превентивных мер в случае, когда имеется основание полагать, что вещества или энергия, внесенные прямо или косвенно в морскую среду, могут создать опасность для здоровья человека, нанести вред (ущерб) живым ресурсам, морским экосистемам и использованию моря для отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря, даже если отсутствует убедительное доказательство причинной связи между таким внесением и его воздействием;
исправления ситуации при нанесении ущерба путем принятия мер в источнике загрязнения;
учета уязвимости экосистем прибрежных морских районов, устьев рек, проливов и относительно закрытых частей моря;
суверенного равенства, взаимной выгоды и добрососедства государств-участников при осуществлении деятельности в области водной политики;
платности использования водных объектов и стимулирования охраны водных объектов;
обеспечения сотрудничества и согласованных действий на всех уровнях, включая местный уровень, с вовлечением общественности, водопользователей и водопотребителей;
интеграции водной политики в другие области экономической политики, такие как энергетическая, транспортная, сельскохозяйственная, рыбная, туристическая;
прогрессирующего уменьшения сброса вредных веществ со сточными водами в водный объект и прекращения поступления в водный объект опасных веществ;
превентивности действий по недопущению экологического ущерба, предотвращающих возможность его возникновения в источнике.
Статья 5. Водные объекты
1. Водные объекты по своей значимости и в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и иных признаков, а также в зависимости от отраслей права, регулирующих их рациональное использование и охрану, подразделяются на следующие категории:
поверхностные водные объекты (водотоки: реки, ручьи, водохранилища на водотоке, каналы межбассейнового перераспределения водных ресурсов; водоемы: озера, искусственные водные объекты - пруды, копани; болота; ледники и снежники);
внутренние морские воды;
территориальное море;
подземные водные объекты.
2. Водные объекты подразделяются на типы по следующим основным признакам:
водотоки - типология высоты (возвышенность - более 800 м, среднее расположение - 200-800 м, низменность - менее 200 м); типология размеров на основании территории водосбора (малые - 10-100 кв.км, средние - 100-1000 кв.км, большие - 1000-10 000 кв.км, очень большие - более 10 000 кв.км); геология (известковая, кремниевая, органическая);
водоемы - типология высоты аналогична типологии по водотокам (рекам); типологическая глубина на основе средней глубины (менее 3 м, 3-15 м, более 15 м); типология размеров на основе площади водной поверхности (малые - 0,5-1 кв.км, средние - 1-10 кв.км, большие - 10-100 кв.км, очень большие - более 100 кв.км); геология аналогична геологии по водотокам;
внутренние морские воды и территориальное море - на основе среднегодового уровня солености (менее 0,5% - пресные воды; 0,5 - менее 5% - слабосоленые; 5 - менее 18% - среднесоленые; 18 - менее 30% - соленые; 30 - менее 40% - очень соленые); на основе средней глубины (мелкие - менее 30 м, средние - 30-200 м, глубокие - более 200 м).
Статья 6. Объекты водных отношений
1. Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).
Объектом водных отношений является водный объект или его часть.
В правовом отношении поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), а также подземные воды и вмещающие их горные породы рассматриваются как единый водный объект.
2. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.
3. К подземным водным объектам относятся: водоносный горизонт; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются национальным законодательством о недрах и национальным водным законодательством.
4. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, которые согласно национальному законодательству могут находиться в муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических и иных интересах законодательством государства-участника не предусмотрено иное.
На водных объектах общего пользования осуществляется общее пользование водными объектами (общее водопользование), которое предусматривает использование водных объектов гражданами (физическими) и юридическими лицами без применения сооружений, технических средств и устройств и без получения соответствующего юридически оформленного документа на право пользования водным объектом.
Порядок общего водопользования и ограничения использования водных объектов общего пользования определяются в соответствии с национальным законодательством государства-участника.
5. Водные объекты, которыми в соответствии с национальным законодательством может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем пользовании, а состоящими в особом пользовании.
В особое пользование водные объекты предоставляются только для государственных и местных нужд (для обеспечения нужд обороны, государственных энергетических систем, государственного транспорта, водоснабжения населения, разведения рыбы и иных нужд), на основании решений правительства государства-участника или в порядке, установленном национальным законодательством.
6. Использование водных объектов с применением сооружений, в том числе плавучих и стационарных платформ, технических средств, в том числе плавсредств, конструкций и иных устройств и приспособлений (специальное водопользование), осуществляется гражданами (физическими) и юридическими лицами только при наличии соответствующего юридически оформленного документа на право пользования водным объектом. Виды и порядок специального водопользования зависят от целей и способов использования водных объектов и устанавливаются национальным водным законодательством и иными нормативными правовыми актами государства-участника.
Статья 7. Субъекты водных отношений
1. Субъектами (участниками) водных отношений являются государство и его соответствующие административно-территориальные образования, в том числе местные, а также граждане (физические) и юридические лица - водопользователи.
2. От имени государства и его административно-территориальных образований в области водных отношений участвуют соответствующие органы государственной и местной власти (органы местного самоуправления) в пределах своей компетенции, установленной национальными законами и иными актами, определяющими статус этих органов.
Государство-участник определяет соответствующие административные системы и компетентные органы исполнительной власти, специально уполномоченные на осуществление государственного управления использованием и охраной водных объектов и иные административные действия в области водных отношений, а также государственного и муниципального контроля за соблюдением национального водного законодательства.
3. Система, полномочия и порядок функционирования государственных органов исполнительной власти по управлению и контролю за использованием и охраной водных объектов (далее - компетентные органы в области водопользования) и органов иных административно-территориальных образований устанавливаются национальным законодательством государства-участника.
Для координации совместной деятельности по реализации положений в области устойчивого водопользования, предусмотренных для районов международных бассейнов водных объектов, государство-участник в качестве компетентного органа в области водопользования определяет соответствующий национальный орган по управлению использованием и охраной водных объектов.
4. Граждане (физические) и юридические лица, в том числе иностранные, вправе быть водопользователями и участвовать в водных правоотношениях на основании полученного права пользования водными объектами, которое юридически оформлено соответствующим документом, в порядке, установленном национальным водным законодательством.
Все субъекты права водопользования обладают способностью иметь определенные права, обязанности и ответственность и от своего имени выступать в области водных отношений.
Граждане (физические лица) вправе использовать водные объекты для собственных нужд свободно, если иное не установлено национальным водным законодательством, так как право свободного использования водного объекта для собственных нужд не означает права ничем не ограниченного пользования водным объектом.
Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
И ИХ ВОДЫ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Статья 8. Формы собственности на водные объекты и их воды
Вода, сосредоточенная в водных объектах, является исключительной собственностью государства. Государство гарантирует ее эффективное использование и охрану в интересах народа.
Отношения по поводу вод регулируются национальным водным законом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.
Действия граждан (физических) и юридических лиц, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воду, сосредоточенную в водных объектах, и в целом на водный объект, запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством государства-участника.
Статья 9. Право государственной собственности на водные объекты
1. Все водные объекты являются государственной собственностью.
Обособленные водные объекты в соответствии с национальным законодательством могут находиться в государственной собственности, а также могут принадлежать на праве собственности местным (муниципальным) образованиям, гражданам (физическим) и юридическим лицам.
От имени государства права собственника осуществляют органы государственной власти в соответствии с национальным законодательством.
Порядок отнесения водных объектов к обособленным водным объектам устанавливается национальным водным законом или иным нормативным правовым актом государства-участника.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет за собой изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из национального законодательства государства-участника.
2. Порядок отнесения водных объектов, в том числе обособленных водных объектов, к собственности государства, к собственности административно-территориальных образований и иных муниципальных образований, а также обособленных водных объектов к собственности граждан (физических) и юридических лиц и порядок управления собственностью на водные объекты устанавливаются национальным водным законодательством государства-участника.
3. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность местным (муниципальным) образованиям, гражданам (физическим) и юридическим лицам.
Водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
Статья 10. Особенности права собственности граждан (физических) и юридических лиц на обособленные водные объекты
1. Обособленные водные объекты могут рассматриваться в соответствии с национальным законодательством как объекты права частной собственности.
2. Существующие обособленные водные объекты, являющиеся составной частью земельного участка и не имеющие социального, культурного, оздоровительного, рекреационного, промыслового и иного значения для населения, могут передаваться в собственность граждан (физических) и юридических лиц в соответствии с земельным и гражданским национальным законодательством. При этом предельные размеры этих объектов приравниваются или могут быть меньше предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность граждан (физических) и юридических лиц, определенных национальным земельным законодательством государства-участника.
Границы площадей обособленных водных объектов (водоемов), сооружаемых гражданами (физическими) и юридическими лицами в установленном национальным законодательством порядке на земельных участках, переданных им в собственность, не могут выходить за пределы границ земельных участков, а глубина обособленных водных объектов не должна превышать пяти метров.
Статья 11. Права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:
право долгосрочного пользования;
право краткосрочного пользования;
право ограниченного пользования (водный сервитут).
Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами на условиях и в пределах, установленных национальным законодательством.
Статья 12. Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Применение общих положений о сервитутах к водным сервитутам, виды водных сервитутов устанавливаются национальным законодательством.
Для осуществления водных сервитутов не требуется получения юридически оформленного документа на право пользования водным объектом.
Статья 13. Оборотоспособность водных объектов
1. Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями национального водного законодательства.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение водных объектов, не допускаются.
Должностные лица, граждане (физические) и юридические лица, допустившие нарушения прав государственной собственности на водные объекты - самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение иных сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих это право, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством государства-участника.
2. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном национальным гражданским и земельным законодательством государства-участника.
Глава 3. ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Статья 14. Основания возникновения права пользования водными объектами
1. Права пользования водными объектами, находящимися в государственной собственности, предоставляются гражданам (физическим) и юридическим лицам в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и их экологического состояния, при условии соблюдения приоритета охраны водных объектов перед их использованием.
Соответствующий юридически оформленный документ на право пользования водным объектом может выдаваться для осуществления одной или нескольких целей использования водного объекта различными способами: с забором воды, без изъятия (забора) воды, для организованного сброса сточных вод - одному или нескольким водопользователям.
2. Право пользования поверхностными водными объектами может одновременно распространяться как на акваторию, так и на их дно и берега, в зависимости от целей водопользования, а в случае пользования подземными водными объектами право пользования может распространяться как на соответствующие сосредоточения воды, так и на горные породы, их вмещающие.
3. Права пользования водными объектами (за исключением обособленных водных объектов) возникают на основании:
лицензии на водопользование или разрешения на специальное водопользование, или природоохранного разрешения на водопользование, или иного юридически оформленного документа на право пользования водными объектами (далее - разрешения) в соответствии с правовыми отношениями по поводу предоставления права пользования водными объектами, установленными национальным законодательством государства-участника;
перехода прав пользования водными объектами.
4. Административно-правовые и другие правовые отношения по поводу предоставления права пользования водными объектами; вид и форма разрешения, являющегося основанием приобретения прав пользования водными объектами в целях изъятия воды из водного объекта, использования водных объектов без изъятия воды, а также в целях организованного сброса сточных вод; порядок приобретения и прекращения прав пользования водными объектами; порядок выдачи, оформления и регистрации разрешения на права пользования водными объектами и вступления их в силу, а также срок действия устанавливаются национальным водным законодательством государства-участника.
Национальное водное законодательство по поводу правовых отношений предоставления права пользования водными объектами должно исходить из обеспечения соблюдения основных принципов, норм и требований в области устойчивого водопользования, предусмотренных настоящим Модельным кодексом и вытекающих из международных договоров и соглашений, участником которых является государство-участник.
Статья 15. Переход прав пользования водными объектами
1. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому в случаях:
смерти водопользователя - гражданина (физического лица), реорганизации (за исключением разделения и выделения) водопользователя - юридического лица в порядке правопреемства;
принудительного изъятия имущественного комплекса, для функционирования которого было предоставлено право пользования водным объектом, при обращении взыскания на этот имущественный комплекс по обязательствам собственника в соответствии с национальным гражданским законодательством (право пользования водным объектом переходит к новому собственнику соответствующего имущественного комплекса).
2. При переходе права пользования водным объектом установленные условия пользования водным объектом сохраняются.
3. Переход права пользования водным объектом возникает при уведомлении государственного органа исполнительной власти по управлению водными объектами новым водопользователем об основании перехода права пользования водным объектом.
Статья 16. Правовые отношения предоставления права пользования водными объектами
1. Разрешительная система, система лицензирования или иная система административно-правовых отношений либо других правовых отношений предоставления права пользования водными объектами (далее - разрешительная система), определяющая правовые основания приобретения права пользования водными объектами, а также порядок, требования и условия их использования и охраны, устанавливаются национальным водным законодательством государства-участника.
2. Разрешение, на основании которого приобретаются права пользования водными объектами, находящимися в государственной собственности, является актом государственного органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием и охраной водных объектов (компетентного органа в области водопользования), или местного органа власти - по обособленным водным объектам (водоемам), находящимся в его собственности в соответствии с национальным законодательством.
Разрешительная система на право пользования водным объектом должна содержать нормы и требования, регулирующие отношения между политикой выдачи разрешений и вытекающими из нее тенденциями в области контроля и методов предупреждения загрязнения, применяемых различными отраслями промышленности и иными отраслями экономики.
3. Нормы и требования к разрешительной системе на право пользования водными объектами должны предусматривать:
общие цели и эффективность разрешительных систем на право пользования водными объектами;
факторы, влияющие на решения о выдаче разрешений, возможности повышения эффективности систем и методов выдачи разрешений, предусмотренных национальным законодательством;
состояние водных объектов, их значимость в зависимости от целей использования;
перечни предприятий, которые важны с точки зрения непосредственного влияния на качество воды водных объектов и состояние водных экосистем;
мероприятия и меры по прогрессирующему уменьшению сброса опасных веществ со сточными водами в водные объекты;
способность предприятий совершенствовать старые и создавать новые инновационные технологии и методы предупреждения загрязнения;
ограничения, связанные с выдачей разрешений (с системами лицензирования или иными системами правовых отношений на право пользования водными объектами);
технические нормативы (регламенты) и стандарты;
сочетание требований, базирующихся на технологических критериях, водохозяйственных (экологических) требованиях и экономических положениях при принятии рациональных решений по вопросам выдачи разрешений на право пользования водными объектами;
включение вопросов о выдаче разрешений на право пользования водными объектами в рамки долгосрочных программ по снижению уровней загрязнения вод водных объектов;
меры и мероприятия по повышению эффективности водоохранной и иной природоохранной деятельности;
ограничения, связанные с трансграничным воздействием на водную среду водного объекта другого государства, в соответствии с заключенными межгосударственными договорами и соглашениями, участником которых является государство;
определение или наличие перечня приоритетных загрязняющих веществ и меры по прекращению их поступления в водные объекты в целях предупреждения и предотвращения трансграничного загрязнения;
комплексный подход к точечным и рассеянным источникам загрязнения в пределах районов бассейнов водных объектов и части района международного бассейна водного объекта, находящегося на территории государства;
прогрессивные научные и технические данные в области устойчивого водопользования;
экономическое регулирование водопользования и охраны водных объектов;
права граждан и юридических лиц в области водопользования и иные нормы и требования, отвечающие основным принципам устойчивого водопользования.
Статья 17. Содержание разрешений на права пользования водными объектами
1. При выдаче разрешений на права пользования водными объектами должны учитываться: наличие водных ресурсов и потребность в них водопользователей; количественное и качественное состояние водного объекта на основании данных водохозяйственных балансов; наличие схем комплексного использования и охраны водных объектов; планов управления бассейнами водных объектов, в том числе международными бассейнами водных объектов; программ мер по использованию, охране и восстановлению водных объектов; данных водных кадастров (реестров), мониторинга водных объектов, а также наличие технических регламентов, стандартов, экологических, технологических и иных критериев, заключений государственной экологической и других экспертиз проектной и иной документации, проведение которых предусмотрено национальным законодательством государства-участника.
2. Разрешение на права пользования водными объектами в зависимости от целей и способов использования водных объектов должно содержать следующие сведения о водном объекте:
наименование водного объекта; бассейн водного объекта или район бассейна водного объекта; часть района международного бассейна водного объекта, к которому относится данный водный объект; тип и категория водного объекта; цель использования водного объекта;
наличие особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий и объектов;
значение водного объекта для целей водоснабжения и его рыбохозяйственное значение; категория водного объекта как водного объекта рыбохозяйственного значения; количественные и качественные показатели воды, характеризующие состояние водного объекта в местах намечаемой деятельности;
сведения о водопользователе и при необходимости о водопотребителях;
цели и способы использования водного объекта;
пространственные границы площади (и ее координаты) акватории водного объекта или его части либо мест забора воды и сброса сточных вод;
предельно допустимые сбросы, позволяющие установить нормативные требования к качеству воды на сбросе ("конце трубы"), исходя из предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в водных объектах;
лимиты водопотребления и водоотведения (лимиты водопользования);
условия использования акватории, дна водного объекта и его берегов;
требования по рациональному использованию и охране водного объекта и другие требования по охране окружающей среды в целом, включая обращение с отходами, которые образуются в процессе хозяйственной или иной деятельности, намечаемой либо осуществляемой в пределах водного объекта или его водоохранной зоны;
условия защиты водных биологических ресурсов;
ведение учета и контроля забора (сброса) воды, а также видов и количества загрязняющих веществ в них;
срок действия разрешения;
размер платы (водного налога) за пользование водным объектом в тех или иных целях и за негативное воздействие на водный объект при сбросе сточных вод и загрязняющих веществ в них, соответствующих нормативному качеству; условия и сроки внесения платы (водного налога);
обязанности водопользователя по соблюдению условий и требований, предусмотренных условиями разрешения, в том числе по предотвращению и предупреждению негативного трансграничного воздействия, и иные обязанности по соблюдению других требований водного законодательства;
обязанности водопользователя по отношению к водопотребителям (абонентам) и соблюдению прав иных водопользователей;
водоохранные и природоохранные мероприятия (производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия), которые обязаны осуществлять водопользователи в целях охраны водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также предотвращения трансграничного воздействия;
условия и требования, основанные на согласованиях с соответствующими заинтересованными государственными органами исполнительной власти о предоставлении прав пользования водным объектом, и иные условия, предусмотренные соответствующими национальными нормативными правовыми актами государства-участника.
Статья 18. Ограничение, приостановление или прекращение прав пользования водными объектами
1. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ государственного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц.
2. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются правительством государства-участника на основании обоснованных представлений государственного органа по управлению использованием и охраной водного объекта (компетентного органа в области водопользования) в порядке, установленном национальным законодательством.
3. Ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются правительством государства-участника и (или) государственными органами исполнительной власти соответствующих административно-территориальных образований, в том числе органами местной власти, в порядке, предусмотренном национальным законодательством, или в судебном порядке.
4. Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимают правительство государства-участника и (или) государственные органы исполнительной власти соответствующего административно-территориального образования, в том числе местные органы власти, в порядке, установленном национальным законодательством государства.
5. Решение о прекращении действия (аннулирование) разрешения на право пользования водными объектами до прекращения срока их действия принимается государственным (компетентным) органом исполнительной власти по управлению использованием и охраной водных объектов или иным органом, выдавшим это разрешение, по основаниям прекращения прав пользования водным объектом в случаях:
прекращения прав пользования водным объектом не по вине водопользователя;
по инициативе водопользователя;
принудительного прекращения прав пользования водными объектами, а также в случаях, предусмотренных национальным водным законодательством государства-участника.
Глава 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 19. Полномочия органов государственной власти в области использования и охраны водных объектов
1. Основы водных отношений в области использования и охраны водных объектов, требующие правового регулирования, относятся к компетенции государства-участника и устанавливаются национальным водным законом. На основании национального водного закона правовой порядок реализации ряда норм закона устанавливается нормативными правовыми актами государственного органа исполнительной власти в лице правительства или нормативными правовыми актами иных государственных органов власти, принятыми в порядке, установленном национальным водным законом.
2. Основными полномочиями органов государственной власти в области использования и охраны водных объектов являются:
определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к государственной собственности;
разработка и принятие национальных законов и иных нормативных правовых актов в области использования и охраны водных объектов;
проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;
координация деятельности органов исполнительной власти административно-территориальных образований, в том числе органов местной власти, в области использования и охраны водных объектов;
утверждение и реализация государственных программ по использованию, охране и восстановлению водных объектов и программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
проведение единой научно-технической политики;
обеспечение сотрудничества и согласованных действий на всех уровнях, включая местный уровень, с вовлечением общественности и водопользователей;
интеграция государственной политики в области использования и охраны водных объектов в другие области политики, такие как энергетическая, транспортная, сельскохозяйственная, рыбная, туристическая и другие;
обеспечение устойчивой водной политики, учитывающей уязвимость экосистем прибрежных морских районов, устьев рек, проливов и относительно закрытых частей моря;
заключение и выполнение международных договоров в области использования и охраны водных объектов и иных соглашений, в том числе направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнений трансграничных водных объектов и морской среды;
участие в координации действий государств-участников, на территории которых находятся части районов межгосударственных бассейнов водных объектов, по достижению целей, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и соглашениями, участником которых является государство;
определение и создание компетентных органов в области водопользования, осуществляющих управление и контроль в установленной сфере деятельности, в рамках каждого района бассейна водного объекта, а также в рамках каждой части района международного бассейна водного объекта, расположенных на территории государства;
обеспечение прав граждан и юридических лиц в области водопользования;
определение принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с использованием водных объектов;
организация и финансирование научных исследований в области использования и охраны водных объектов;
обеспечение совместно с заинтересованными государствами-участниками координации программ мер и мероприятий для районов международных бассейнов водных объектов, с созданием соответствующих структур или с использованием существующих структур, или созданных на основе международных договоров, в том числе: содержание в надлежащем техническом состоянии гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений и объектов; принятие мер по предотвращению или смягчению вредного воздействия вод, включая наводнения, ледовую обстановку, заболевания, передающиеся через воду, заиление, эрозию и другие негативные явления; реализация необходимых мер по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения и истощения водных ресурсов районов бассейнов водных объектов, включая международные бассейны водных объектов;
совершенствование национальных систем мониторинга, создание совместных информационных систем и средств их поддержки на национальном уровне;
проведение совместных научных, технических и других исследований, разработка нормативов, методов оценки и классификации качества воды и источников загрязнения;
обмен на регулярной основе данными и информацией гидрологического, метрологического и экологического характера, а также проведение регистрации источников загрязнения и обмен данными, касающимися качества воды;
оповещение о случаях аварийного загрязнения и залповых сбросах (выбросах).
3. Полномочия органов государственной власти административно-территориальных образований и органов власти иных территориальных (муниципальных) образований в области использования и охраны водных объектов устанавливаются национальным законом с учетом обеспечения в пределах их компетенции соблюдения принципов, норм и требований в области устойчивого водопользования.
4. Полномочия государственных органов исполнительной власти по управлению водными объектами (компетентных органов в области водопользования) и иных органов по управлению водными объектами устанавливаются правительством государства-участника.
Статья 20. Административные действия в пределах бассейнов водных объектов
1. В целях обеспечения бассейнового принципа управления использованием и охраной водных объектов национальным водным законодательством определяются соответствующие административные действия, которые обеспечивают определение бассейнов водных объектов, находящихся на территории государства-участника, отнесение их к индивидуальным районам бассейнов водных объектов и иные действия по управлению в области использования и охраны этих водных объектов, в том числе создание компетентных органов в области водопользования, осуществляющих свою деятельность в пределах районов бассейнов водных объектов.
2. Для образования индивидуальных районов бассейнов водных объектов, там где это целесообразно, бассейны малых рек по гидрографическому принципу могут быть объединены с бассейнами больших рек или присоединены к соседним малым бассейнам, а также могут быть объединены два или несколько бассейнов главных водных объектов - рек, впадающих в море или озеро.
Прибрежные воды должны быть определены и отнесены к соответствующему (ближайшему) району бассейна водного объекта.
Подземные водные объекты также должны быть определены и отнесены к ближайшему или наиболее подходящему району бассейна водного объекта, в случае если они не следуют полностью отдельному бассейну водного объекта.
3. Осуществляются также соответствующие административные действия в части определения и отнесения бассейнов водных объектов (трансграничных водных объектов), охватывающих территорию более чем одного государства, к району международного бассейна и иные действия по управлению использованием и охраной этих водных объектов, в том числе определение соответствующих компетентных органов в области водопользования для обеспечения координации и применения норм и требований национального водного законодательства, а также международных договоров и соглашений, участниками которых является государство, к любой части района международного бассейна водного объекта, расположенного на его территории.
Статья 21. Программы мер по использованию, охране и восстановлению водных объектов
1. Для каждого района бассейна водного объекта и для части района международного бассейна, находящегося на территории государства-участника, разрабатывается программа мер, основанная на результатах анализа их характеристик, схемах комплексного использования и охраны водных объектов, водохозяйственных балансах и иных материалах, отвечающих нормам и требованиям устойчивого водопользования.
2. Программы мер в основном определяются в соответствии с мерами, предусмотренными национальным водным законодательством и распространяющимися на всю территорию государства-участника.
Правительство государства-участника утверждает меры, применимые ко всем районам бассейнов водных объектов и (или) части районов международных бассейнов водных объектов, находящихся на его территории.
3. Каждая программа мер должна включать определенные меры и основные требования, способствующие эффективному и устойчивому водопользованию при условии защиты и охраны водных объектов и окружающей среды и предусматривающие следующее:
учет (регистр) водозаборов и иных водозаборных сооружений и устройств, водохранилищ, очистных сооружений, сбросных устройств, стационарных и плавучих платформ и других гидротехнических и водохозяйственных сооружений, устройств, посредством которых осуществляется использование водных объектов и оказывается негативное влияние;
требования и меры по наличию предварительных разрешений (лицензий) на водопользование;
контроль за соблюдением режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, за изъятием поверхностных и подземных вод;
обеспечение контроля за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты в соответствии с комплексным подходом к точечным и рассеянным источникам;
предупреждение и исключение загрязнения поверхностных водных объектов веществами, указанными в списке приоритетных веществ;
учет всех водных объектов, используемых для забора питьевой воды, и меры по их защите, включая меры по защите качества воды, уменьшающие степень требуемой их очистки, в том числе - объявление водоохранных зон водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, а также мест отдыха и купания населения особо охраняемыми территориями;
определение режима особо охраняемых водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны и контроль за его соблюдением;
учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества и видов загрязняющих веществ в них;
меры, применяемые к водным объектам как к среде обитания;
определение специального режима использования и охраны природных ресурсов и осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон водных объектов;
запрещение осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением непосредственно указанной в национальном водном законодательстве, а также запрещение и ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон водных объектов;
запрещение прямых сбросов загрязнителей в поверхностные и подземные воды;
предотвращение значительных потерь загрязняющих веществ техническими устройствами, сооружениями, судами и иными объектами, эксплуатация которых осуществляется непосредственно в водном объекте, и источниками загрязнения, находящимися на суше;
очистка городских стоков и промышленных сбросов сточных вод и ливневых вод;
предотвращение аварийных ситуаций и уменьшение влияния аварийных загрязнений;
осуществление мониторинга состояния поверхностных вод, подземных вод и охраняемых территорий (зон);
соблюдение принципа возмещения расходов на водозабор (водоснабжение), включая природоохранные и ресурсные расходы, с учетом экономического анализа, и в частности принципа "загрязнитель платит";
иные меры, предусмотренные национальным законодательством.
Статья 22. Планы управления бассейнами водных объектов
1. Планы управления бассейнами водных объектов составляются для каждого района бассейна водного объекта, полностью лежащего на территории государства-участника, и для бассейнов водных объектов, охватывающих те части района международного бассейна водного объекта, которые находятся на его территории.
2. В случае если район международного бассейна водного объекта целиком находится на территории государств-участников, то государства-участники должны обеспечить координацию действий с целью создания единого плана управления международным бассейном водного объекта на основании международных договоров или соглашений.
Если район международного бассейна водного объекта простирается за границы государств-участников, то государства-участники должны обеспечить составление единого плана управления бассейном водного объекта по согласованию или на основании иного акта с государством, на территории которого находится часть района международного бассейна водного объекта. В случае, когда это невозможно, план должен охватывать часть района международного бассейна, лежащего на территории заинтересованного государства-участника.
Статья 23. Содержание планов управления бассейнами водных объектов
Планы управления бассейнами водных объектов должны содержать:
1) общую характеристику района бассейна водного объекта, которая должна включать:
для поверхностных водных объектов:
а) изображение на карте места расположения и границ водных объектов;
б) изображение на карте экорегионов (тайга, тундра, каспийская низменность, центральные равнины, Балтийское море, Черное море и т.д.) и типов водных объектов в пределах бассейна водного объекта;
в) определение исходных условий для поверхностных водных объектов;
для подземных водных объектов:
изображение на карте места расположения и границ подземных водных объектов, имеющих питьевое значение;
2) краткое описание существенных негативных факторов и воздействия человеческой деятельности на состояние поверхностных и подземных водных объектов, включая:
а) оценку точечного загрязнения;
б) оценку рассеянного загрязнения, включая краткое описание использования прибрежных защитных полос и водоохранных зон поверхностных водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря государства-участника;
в) оценку воздействия на количественное и качественное состояние водных объектов;
г) анализ воздействия хозяйственной и иных видов человеческой деятельности на состояние водных объектов;
3) определение и нанесение на карту особо охраняемых водных объектов, в том числе - международного значения, в соответствии с требованиями национальных законодательств;
4) карту сетей мониторинга, а также представление в виде карты результатов программ мониторинга, выполненных для определения состояния поверхностных водных объектов, подземных водных объектов, охраняемых территорий;
5) краткое изложение программы мер, в том числе перечень водоохранных и иных природоохранных мер и мероприятий и связанную с ними информацию:
а) краткое описание мер по выполнению национального законодательства;
6) краткое изложение экономического анализа использования водных объектов и мер, предпринятых для возмещения затрат;
в) краткое описание мер по контролю за использованием водных объектов, за точечными сбросами и другими видами деятельности, оказывающими негативное воздействие на состояние водных объектов;
г) краткое описание мер по приоритетным веществам, по предотвращению или уменьшению негативного воздействия аварийного загрязнения;
д) описание мер по предотвращению загрязнения морской среды и иных дополнительных мер, необходимых для обеспечения устойчивого водопользования;
е) список компетентных органов по управлению использованием и охраной водных объектов.
Планы управления бассейнами водных объектов могут быть дополнены более детальными программами и планами управления для подбассейнов рек, для водохозяйственных участков (секторов) с целью решения более частных аспектов управления водными объектами.
Статья 24. Мониторинг состояния водных объектов
1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях:
своевременного выявления негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, и прогнозирования их развития;
разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий негативных процессов;
получения информации о состоянии вод бассейна и прогнозирования его изменения в источниках загрязнения;
определения степени эффективности водоохранных мероприятий;
информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
2. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

................
Перейти до повного тексту