1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
об инновационной деятельности
Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 27-16
от 16 ноября 2006 года)
Настоящий Модельный закон (далее - Закон) имеет целью гармонизацию законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств в области инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики стран Содружества за счет применения научно-технических достижений, новых технологий и других результатов научно-технической деятельности.
РАЗДЕЛ I
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения Закона
1. Закон определяет правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в государствах-участниках СНГ.
2. Закон устанавливает:
а) основные принципы государственной инновационной политики, формы государственной поддержки и меры стимулирования инновационной деятельности, правовое положение субъектов инновационной деятельности, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с обеспечением инновационной деятельности;
б) основные виды инновационной деятельности, формы организации и кооперации инновационной деятельности, включая условия создания специализированных инновационных организаций, а также объединений предпринимателей в области инновационной деятельности, основанных на принципах саморегулирования;
в) общие принципы регулирования гражданско-правовых отношений в области инновационной деятельности, порядок заключения и выполнения условий договоров в сфере разработки и поставки инновационной продукции (товаров, услуг), порядок осуществления права собственности на результаты инновационной деятельности;
г) общие принципы технического регулирования, условия разработки и применения системы стандартов качества, связанных с принятием, применением и исполнением обязательных требований и добровольных правил, общих принципов и характеристик в области сертификации инновационной продукции, осуществляемой в соответствии с требованиями международной системы стандартов качества.
3. Настоящий Закон служит основой для уточнения понятий и положений национального законодательства, кодификации и гармонизации нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, необходимой для выработки стандартов, принципов и правил, лежащих в основе создания общего инновационного пространства государств-участников СНГ.
4. Действие Закона распространяется на сферу регулирования отношений, связанных с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности - новшеств в области науки и техники, технологий, экономического развития и управления обществом, объектов исключительных прав интеллектуальной собственности, секретов производства (технологических ноу-хау) и другой экономически целесообразной и общественно полезной информации, в которых участвуют органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, иностранные граждане и юридические лица.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
В Законе используются следующие основные понятия:
инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом;
новация (новшество) - результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:
а) новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;
б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;
в) экономической эффективности (конкурентоспособности);
инновационный продукт - результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата;
инновационный потенциал - совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности;
инновационный процесс - совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, направленных на разработку новшеств и осуществление нововведений;
национальная инновационная система - система организационно-правовых, социально-экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств-участников СНГ условия бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности, а также саморегулирования, на основе добровольного принятия и исполнения стандартов качества и сертификации продукции (услуг);
инфраструктура национальной инновационной системы (инновационная инфраструктура) - совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность;
инновационная организация - юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность;
инновационное предприятие - хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема производства товаров (услуг);
государственная (национальная) инновационная политика - одно из направлений государственной социально-экономической политики, состоящее в разработке и реализации целей и задач устойчивого развития экономики, создании необходимых условий для сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства;
инновационная программа - комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций;
инновационный проект - документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции;
инвестиционный проект - документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с техническими регламентами и стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности или в соответствии с иным порядком, принятым в государствах-участниках СНГ;
национальный инновационный проект - утвержденный уполномоченным органом государственной власти комплекс увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных и организационных мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие объектов национальной инновационной системы, на проведение технологической модернизации производства и структурных преобразований в экономической или социальной сфере, осуществляемых при поддержке и непосредственном участии государства в соответствии со стратегией национальной инновационной политики.
Глава 2
СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Субъекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности являются:
- физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
- органы государственной власти и местного самоуправления и уполномоченные ими организации, участвующие в формировании и реализации государственной инновационной политики и в регулировании инновационной деятельности;
- специализированные организации инновационной инфраструктуры, обеспечивающие инновационную деятельность;
- общественные организации, их объединения, профессиональные саморегулируемые организации, защищающие интересы производителей и потребителей инновационной продукции.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных программ и проектов, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих разработке, освоению производства и распространению инновационной продукции (товаров, услуг).
3. Деятельность субъектов инновационной деятельности регулируется национальным законодательством государств, на территории которых осуществляется указанная деятельность, международными договорами и соглашениями в рамках сотрудничества в области инновационной деятельности, международными, национальными техническими регламентами и стандартами, а также иными принятыми в рамках договорных обязательств правилами, требованиями и характеристиками, определяющими качество инновационной продукции (товаров, работ, услуг).
Статья 4. Объекты инновационной деятельности
1. Объектами инновационной деятельности являются:
- результаты интеллектуальной деятельности, содержащие практическую информацию о свойствах, способах производства и области применения инновационной продукции (новшества, нововведения), ноу-хау, научно-техническая и другая полезная информация;
- объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационной продукции;
- инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационной продукции (товаров, услуг);
- новые технологии, а также недвижимые и движимые вещи (имущество), технические изделия, оборудование, обладающие новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками;
- материальные и нематериальные финансовые активы, ценные бумаги инновационных предприятий.
2. Особенности гражданского оборота объектов инновационной деятельности определяются настоящим Законом, национальными законодательными и нормативно-правовыми актами, а также обычаями делового оборота, регулирующими отношения в области инновационной деятельности в государствах-участниках СНГ.
Статья 5. Содержание и виды инновационной деятельности
1. К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:
1) изобретательская и рационализаторская деятельность, связанная с созданием новшеств, улучшением потребительских свойств и технических характеристик товаров (услуг) и (или) способов (технологий) их производства;
2) разработка, производство и распространение инновационной продукции;
3) внедрение новых идей и научных знаний в сфере управления обществом, способствующих улучшению социальных условий и качества жизни, развитию образования, охране природы, здоровья, обеспечению безопасности граждан;
4) выполнение проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с созданием и освоением производства инновационной продукции (товаров, услуг);
5) инжиниринговая деятельность - комплекс работ и услуг, связанных с разработкой и реализацией инновационного проекта, осуществлением технологического переоснащения и подготовки производства, организацией сервисного сопровождения и обслуживания инновационного продукта;
6) патентоведческие исследования, оценочная деятельность и экспертиза, выполнение иных работ и услуг, связанных с коммерциализацией интеллектуальной собственности и передачей технологий;
7) информационное и консультационное обслуживание, подготовка кадров и персонала для обеспечения инновационной деятельности;
8) проведение маркетинговых исследований и осуществление мероприятий, связанных с организацией рынков сбыта инновационной продукции (товаров, услуг);
9) проведение испытаний, связанных с сертификацией и стандартизацией инновационной продукции (товаров, услуг);
10) пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение научно-технической информации о достижениях в области инновационной деятельности;
11) организация и обслуживание биржевой деятельности, брокерская деятельность, связанная с осуществлением сделок в области трансфера (передачи) технологий;
12) осуществление инвестиционной и лизинговой деятельности, направленной на создание, производство и распространение новшеств и нововведений.
2. К инновационной деятельности могут относиться иные виды работ и услуг, связанные с инновационным предпринимательством, определяемые в соответствии с системой классификации видов экономической деятельности, иными национальными нормативными актами и международными стандартами.
Глава 3
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 6. Формы организации инновационной деятельности
1. Инновационная деятельность может осуществляться в любых институциональных и организационно-правовых формах, установленных в соответствии с нормами гражданского права государств-участников СНГ.
2. Инновационные организации могут быть: по видам деятельности - коммерческими (основанными на прибыли) и некоммерческими (бесприбыльными), по форме собственности - частными, публичными (государственными и муниципальными), смешанными (совместными) и иными в соответствии с национальным законодательством.
Инновационные организации могут быть созданы как в форме юридического лица (акционерные общества, хозяйственные товарищества, государственные корпорации и учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации, некоммерческие партнерства), так и в форме кооперации без образования юридического лица (консорциумы, инновационные промышленные комплексы, технологические кластеры).
3. Институциональная и организационно-правовая форма инновационной деятельности не накладывает ограничения на виды деятельности юридического лица, за исключением видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензирования).
Статья 7. Специализированные формы организации и обеспечения инновационной деятельности
1. В рамках инфраструктуры национальной инновационной системы в порядке, установленном национальным законодательством, могут создаваться специализированные формы организации и обеспечения инновационной деятельности:
1) инновационные корпорации, инновационные технологические центры, центры трансфера технологий;
2) консорциумы, инновационные промышленные комплексы (группы), технологические кластеры;
3) инновационные территориальные образования;
4) специализированные организации, обеспечивающие обслуживание инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы);
5) профессиональные саморегулируемые организации;
6) венчурные фонды и иные специализированные организации.
2. Специализированные инновационные организации являются элементами инфраструктуры национальной инновационной системы, деятельность которых ориентирована на обеспечение реализации приоритетных направлений государственной, региональной инновационной политики, содействия развитию инновационного предпринимательства, передачи (трансфера) технологий и объектов интеллектуальной собственности, в том числе принадлежащих государству, с целью их коммерциализации.
Особенности правового положения специализированных инновационных организаций, цели, задачи, направления их деятельности, принципы образования органов управления и порядок ликвидации и преобразования вышеуказанных организаций устанавливаются специальными законодательными или иными нормативно-правовыми актами государств-участников СНГ, на основе которых они создаются.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие в создании специализированных инновационных организаций.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах, установленных национальными законодательными и иными нормативными актами, могут наделять специализированные инновационные организации определенными полномочиями и предоставлять этим организациям имущество, финансовую, информационную, консультационную поддержку, а также преференции, связанные с выполнением их функций и полномочий.
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления в установленном законом порядке осуществляют государственную регистрацию вышеуказанных специализированных организаций, а также осуществляют контроль их деятельности в порядке, установленном законодательством государства-участника СНГ.
Статья 8. Инновационные корпорации, инновационные технологические центры, центры трансфера (передачи) технологий
1. Инновационные корпорации представляют собой объединения технологически связанных производственных предприятий, научных центров, проектных и инновационных организаций, специализирующихся на разработке и выпуске конкурентоспособной высокотехнологичной, наукоемкой инновационной продукции (товаров, услуг).
Государственными инновационными корпорациями признаются акционерные (холдинговые) компании, в которых пакет акций полностью принадлежит государству, или публичные (некоммерческие), не основанные на принципе членства корпорации, учреждаемые государством.
Порядок создания, регистрации, реорганизации и ликвидации государственных инновационных корпораций определяется в соответствии с порядком, установленным законодательством или нормативно-правовыми актами органов государственной власти государства-участника СНГ.
Государство в установленном порядке передает в собственность государственным инновационным корпорациям движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, технологические ноу-хау, информационные ресурсы и иные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств государственного бюджета или государственных внебюджетных фондов.
Государство может наделять государственные инновационные корпорации управленческими, агентскими, контрольными и иными функциями, обусловленными их участием в реализации национальных инновационных программ и важнейших инновационных проектов государственного значения, развитием инфраструктуры национальной инновационной системы, в том числе наделять указанные корпорации:
а) правом проведения технологического аудита, организации государственной научно-технической экспертизы, разработки технических регламентов и национальных стандартов и сертификации продукции (товаров, услуг);
б) правом участия от лица государства в реализации международных соглашений, регистрации сделок и осуществлении валютно-финансового контроля, связанного с передачей технологий, а также другими полномочиями.
Государство может предоставлять указанным корпорациям налоговые льготы, преференции и оказывать иную поддержку и стимулирование их деятельности.
Государственная инновационная корпорация не отвечает по обязательствам государства, как и государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом или иным нормативно-правовым актом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственная инновационная корпорация использует имущество для целей, определенных законом или иным нормативно-правовым актом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Государственная инновационная корпорация вправе создавать дочерние предприятия, учреждения, участвовать в создании инновационных предприятий (хозяйственных обществ) и иных коммерческих и некоммерческих организаций, а также входить в союзы специализированных инновационных организаций, партнерства и иные предпринимательские объединения.
В состав руководящих органов государственных инновационных корпораций, в установленном законодательством государства порядке, могут входить представители органов государственной власти. Иные особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом государства, предусматривающим создание государственных инновационных корпораций.
2. Инновационные технологические центры создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления для обеспечения региональной инновационной политики, выполняют функции региональных сегментов инфраструктуры национальной инновационной системы и наделяются для выполнения указанных функций полномочиями в порядке, установленном органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Инновационные технологические центры могут создаваться в форме государственных и муниципальных учреждений, автономных некоммерческих организаций и иных организационно-правовых формах, определенных законодательством государства.
3. Центры трансфера (передачи) технологий (далее - центры совместных исследований и разработок) создаются на базе государственных научных центров и исследовательских университетов с участием промышленных корпораций и (или) финансовых институтов (инвесторов) с целью обеспечения ускоренного продвижения и промышленного освоения перспективных технологий, полученных за счет средств государственного бюджета. Деятельность центров совместных исследований и разработок направлена:
- на участие специалистов государственных научных центров, университетов и промышленных предприятий в совместных разработках, производстве и распространении инвестиционной продукции (услуг);
- усовершенствование механизмов обмена научно-технической информацией;
- использование в негосударственном секторе знаний и опыта, накопленных в государственных научных центрах и университетах;
- обеспечение возобновляемой финансовой основы для проведения исследований и разработок за счет получения грантов от государственных органов, лицензионных платежей от использования ранее полученных результатов, инвестиций промышленных предприятий, фондов и иных финансово-кредитных учреждений и частных лиц;
- проведение научной экспертизы технологических и промышленных идей и разработок;
- обучение персонала промышленных предприятий;
- выполнение иных функций, предусмотренных законодательством или иными нормативно-правовыми актами государства.
Порядок создания, формы организации деятельности, задачи и функции центров совместных исследований и разработок определяются положениями о таких центрах, утверждаемыми правительством государства.
Статья 9. Договорные формы кооперации в сфере инновационной деятельности
1. Национальные инновационные системы государств-участников СНГ предполагают разнообразие форм кооперации в сфере инновационной деятельности, предусмотренных законодательством и иными нормативно-правовыми актами государств-участников СНГ, а также международными, межгосударственными соглашениями.
2. Формы кооперации в сфере инновационной деятельности определяются особенностями совместной предпринимательской деятельности юридических лиц, связанной с разработкой, освоением производства и распространением инновационной продукции, техническим перевооружением и переоснащением производства, обеспечением его конкурентоспособности.
К договорным формам кооперации в сфере инновационной деятельности относятся консорциумы, инновационно-промышленные комплексы (группы) и научно-исследовательские, учебно-образовательные комплексы, инновационные технологические кластеры.
3. Консорциумом является государственно-частное партнерство, представляющее собой межотраслевой инновационно-технологический комплекс, объединяющий на договорной основе деятельность государственных организаций и частных компаний, связанных с разработкой и реализацией целевой программы или важнейшего национального инновационного проекта государственного значения.
4. Основными задачами консорциума являются:
- использование возможностей интеграции государственных научных, образовательных и инновационных технологических центров и частных промышленных корпораций с целью создания технологических коридоров, обеспечивающих разработку и реализацию инновационных проектов;
- создание новых высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, основанных на использовании результатов научно-исследовательской деятельности, полученных за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, частных и иностранных инвестиций;
- поддержка и развитие малого инновационного предпринимательства, участвующего в реализации инновационных проектов;
- защита прав интеллектуальной собственности на результаты исследований и разработок и их использование в интересах участников консорциума;
- осуществление иной деятельности, связанной с разработкой, производством и распространением инновационной продукции, определяемой условиями договора о создании консорциума.
5. Создание консорциума осуществляется в порядке, установленном соответствующим нормативно-правовым актом государства, определяющим форму договора о создании консорциума, меры государственной поддержки, порядок представления и регистрации правоустанавливающих документов, порядок осуществления бухгалтерского учета совместной деятельности и налогообложения, порядок ликвидации (прекращения деятельности) консорциума.
6. В состав консорциума могут входить государственные корпорации, государственные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные организации. В состав участников консорциума могут входить инвестиционные институты, негосударственные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в консорциуме.
Организации, входящие в состав консорциума, несут субсидиарную ответственность по обязательствам консорциума перед кредиторами и третьими лицами в порядке, установленном условиями договора о создании консорциума. Участники консорциума пользуются льготами и преференциями, предусмотренными законодательством государства или иными нормативно-правовыми актами, определяющими порядок поддержки инновационной деятельности консорциума.
Любой из участников консорциума без предварительного согласия всех остальных участников не может стать участником (стороной) договора, предусматривающего его участие в создании другого консорциума, осуществляющего реализацию аналогичного инновационного проекта.
Участник консорциума может прекратить или приостановить участие в деятельности консорциума. Последствия прекращения или приостановки участия в деятельности консорциума определяются на основе соглашения или в судебном порядке.
7. Коллегиальным органом управления консорциумом является наблюдательный совет, формируемый из числа руководителей входящих в состав консорциума организаций, предприятий и компаний или назначенных ими представителей. В состав наблюдательного совета консорциума в установленном порядке могут также входить представители органов государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль реализации мер государственной поддержки деятельности консорциума.
К компетенции наблюдательного совета относится:
- определение порядка пользования участниками общим имуществом консорциума;
- определение суммарного размера дополнительных вкладов участников консорциума;
- утверждение квартальной сметы расходов и доходов, распределение прибыли между участниками и определение порядка покрытия ими убытков;
- назначение внутренних аудиторов консорциума и утверждение их отчета, а также привлечение внешних аудиторов;
- определение порядка отнесения сведений к конфиденциальной информации консорциума и условий ее использования;
- осуществление контроля исполнения участниками взятых на себя по договору о создании консорциума обязательств, включая заслушивание отчетов участников консорциума, а также лидера консорциума о проделанной работе, в том числе о расходовании средств, в частности вкладов, внесенных участниками;
- утверждение порядка единого бухгалтерского учета совместной деятельности в консорциуме, принятие рекомендаций по порядку уплаты налогов в связи с деятельностью консорциума в той части, в которой это допускается национальными законодательными и иными нормативно-правовыми актами государств-участников СНГ.
Порядок деятельности наблюдательного совета определяется договором о создании консорциума.
8. Лидером консорциума признается центральная управляющая компания, осуществляющая ведение общих дел консорциума и координацию совместной деятельности его участников. Ведение общих дел консорциума включает в себя совершение любых сделок с третьими лицами от имени и в интересах всех участников консорциума, в том числе по распоряжению общим имуществом участников, за исключением сделок, отнесенных условиями договора о создании консорциума к общим вопросам управления консорциумом, а также к компетенции иных участников консорциума.
Лидер консорциума может выступать в качестве представителя консорциума в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и иными лицами, не являющимися участниками консорциума. Лидер консорциума в пределах, определяемых наблюдательным советом консорциума или на основании доверенности, выданной участниками консорциума, имеет право заключать договоры и соглашения от лица участников консорциума с третьими лицами. Организация-участник консорциума, по согласованию с наблюдательным советом консорциума, имеет право действовать от лица консорциума и заключать договоры в интересах консорциума с третьими лицами.
9. Условия осуществления консорциумом предпринимательской деятельности определяются национальным законодательством. Уполномоченные органы исполнительной власти, участвующие в создании консорциума, проводят экспертизу его документов, осуществляют регистрацию консорциума с внесением записи в соответствующий реестр.
Местонахождением консорциума признается местонахождение его лидера. В местонахождении консорциума находится вся документация, связанная с созданием и деятельностью консорциума.
Уполномоченные органы исполнительной власти в установленном национальным законодательством порядке осуществляют контроль деятельности консорциума.
10. Инновационно-промышленный комплекс (группа) представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании инновационного промышленного комплекса (группы) в целях технологической или экономической интеграции, направленной на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Инновационно-промышленный комплекс (группа) создается и осуществляет деятельность в соответствии с законодательством государства о финансово-промышленных группах.
В случае создания транснационального инновационно-промышленного комплекса (группы) на основе межправительственного соглашения ему присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственного инновационно-промышленного комплекса (группы) устанавливаются указанными соглашениями.
11. Инновационно-промышленному комплексу (группе), в соответствии с национальными законодательными и иными нормативными актами, могут быть установлены меры государственной поддержки:
- в части предоставления участникам инновационно-промышленного комплекса (группы) права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность инновационно-промышленного комплекса (группы);
- передачи в доверительное управление центральной компании инновационно-промышленного комплекса (группы) временно закрепленных за государством пакетов акций участников инновационно-промышленного комплекса (группы);
- предоставления государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций.
12. Инновационные технологические кластеры - договорная форма кооперации научных центров, образовательных комплексов (университетов), малых инновационных компаний и промышленных предприятий, расположенных на прилегающих территориях, которая организуется с целью обеспечения технологических коридоров для продвижения результатов научных исследований и разработок и распространения инноваций.
Инновационные технологические кластеры создаются на основе договора простого товарищества или иной формы кооперации, определяемой законодательством государства-участника СНГ.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, на территории которых располагаются вышеуказанные организации, в установленном порядке оказывают технологическим кластерам поддержку, включая налоговые льготы и иные преференции.
Статья 10. Инновационные территориальные образования
1. Инновационными территориальными образованиями признаются территориально обособленные, специальным образом организованные инновационные технологические комплексы малых и средних инновационных предприятий и организаций, для обеспечения деятельности которых создаются особые экономические условия.
К числу инновационных территориальных образований относятся технопарки, технополисы (наукограды), особые технико-внедренческие зоны и другие территориально обособленные инновационные технологические комплексы.
2. Создание инновационных территориальных образований и особые экономические условия деятельности находящихся на данных территориях предприятий и организаций, входящих в состав территориально обособленных комплексов, регулируются специальными законодательными и иными нормативно-правовыми актами государства-участника СНГ.
Статья 11. Организационно-правовые формы поддержки и обслуживания инновационной деятельности
1. Законодательством государств-участников СНГ предусматривается создание специализированных некоммерческих организаций, обеспечивающих поддержку и обслуживание инновационной деятельности.
К числу организаций, создаваемых для целей поддержки и обслуживания инновационной деятельности, относятся: бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, консультационные, обучающие центры, фонды технологического развития, фонды поддержки малого инновационного предпринимательства, венчурные фонды и другие организации, специализирующиеся на поддержке инновационного предпринимательства.
2. Правовое положение специализированных организаций поддержки и обслуживания инновационной деятельности определяется законом о поддержке и развитии малого предпринимательства и иными законодательными и нормативными актами государств-участников СНГ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют необходимые меры поддержки указанным организациям в порядке, установленном законом и иными нормативно-правовыми актами о развитии малого предпринимательства.
Статья 12. Формы саморегулирования инновационной деятельности
1. Профессиональные саморегулируемые организации предпринимателей в сфере инновационной деятельности создаются в целях защиты профессиональных интересов, прав и свобод инноваторов и иных субъектов инновационной деятельности, создания благоприятных условий развития инновационного предпринимательства, обеспечения добросовестной конкуренции и защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
2. Профессиональные саморегулируемые организации не преследуют в своей деятельности целей извлечения прибыли и создаются в форме неправительственных некоммерческих общественных организаций, некоммерческих партнерств, союзов и ассоциаций.
Правовое положение саморегулируемых организаций определяется законодательством о неправительственных некоммерческих организациях, а также специальными законодательными и нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок создания, регистрации и деятельности саморегулируемых организаций.
3. Профессиональные саморегулируемые организации действуют на основании уставов и стандартов, принятых их членами в добровольном порядке.
Профессиональные саморегулируемые организации в пределах компетенции, определенной уставами этих организаций, в добровольном порядке осуществляют контроль деятельности специализированных инновационных организаций-членов вышеуказанных организаций, в том числе осуществляют сертификацию выпускаемой ими продукции, оказываемых услуг в соответствии с требованиями международных, национальных и (или) иных установленных стандартов качества.
4. Профессиональные саморегулируемые организации вправе осуществлять общественную научно-техническую экспертизу, готовить предложения и участвовать в обсуждении вопросов формирования и реализации государственной инновационной политики, совершенствования законодательства и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, осуществлять общественный контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам развития инновационного предпринимательства и вносить соответствующие предложения.
Профессиональные саморегулируемые организации в установленном законом порядке могут создавать третейские суды для разрешения споров, связанных с использованием прав интеллектуальной собственности, обеспечением условий выполнения договорных обязательств, технических регламентов и стандартов на разработку и поставку инновационной продукции (товаров, услуг).
5. Отношения саморегулируемых организаций с органами государственной власти и местного самоуправления строятся на принципах равноправного партнерства.
Саморегулируемые организации могут заключать с органами государственной власти и органами местного самоуправления соглашения о сотрудничестве в интересующих стороны предметных областях деятельности. Органы государственной власти могут рекомендовать в наблюдательные советы саморегулируемых организаций своих представителей, предоставлять саморегулируемым организациям необходимую информационную поддержку, оказывать консультационную помощь и другие услуги, связанные с обеспечением их уставной деятельности.
Саморегулируемые организации могут рекомендовать своих представителей в общественные советы, создаваемые при органах государственной власти и органах местного самоуправления, и оказывать указанным советам необходимую помощь в проведении научно-технической экспертизы инновационных программ, проектов и предложений, связанных с обеспечением реализации государственной инновационной политики, поддержки инновационного предпринимательства и совершенствования нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
РАЗДЕЛ II
Глава 4
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 13. Принципы регулирования инновационной деятельности
Основными принципами регулирования инновационной деятельности являются:
- ориентация политики государства на приоритеты инновационного пути развития, на максимальное удовлетворение потребностей рынка в производстве конкурентоспособной отечественной инновационной продукции (товаров, услуг);
- создание необходимых экономических, организационных и правовых условий для развития и поддержки инновационного предпринимательства на основе сочетания рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования инновационной деятельности, не нарушающих экономическую свободу субъектов инновационного предпринимательства и обеспечивающих национальные интересы государства;
- стимулирование передачи и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственных заказов на поставку продукции (товаров, услуг) для государственных нужд;
- поддержка инвестиционной активности национальных товаропроизводителей, ориентированной на использование новшеств и нововведений;
- создание условий для привлечения зарубежных инвестиций и развитие взаимовыгодного международного инновационного сотрудничества;
- защита прав производителей инноваций на интеллектуальную собственность, защита прав потребителей, связанных с использованием нововведений, в том числе нововведений, противоречащих принципам гуманности и морали, создающих угрозу экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, и иных охраняемых законом интересов граждан и государства.
Статья 14. Правовое регулирование инновационной деятельности
1. Правовое регулирование инновационной деятельности направлено на создание необходимых условий регулирования отношений, связанных с введением в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (новшеств), отражающих современные достижения в области науки, техники, технологий, управления производством и обществом.
2. Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе законодательства государств-участников СНГ, регулирующего экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также на основе специальных законодательных актов, регулирующих особенности гражданского оборота результатов интеллектуальной научно-технической деятельности.
3. В случае отсутствия в национальном законодательстве норм или положений, необходимых для регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, могут применяться нормы настоящего Закона или положения международных договоров и соглашений, ратифицированных парламентами государств-участников СНГ.
Статья 15. Государственное регулирование инновационной деятельности
1. Целью государственного регулирования инновационной деятельности является создание необходимых экономических, социальных, организационных, правовых и других условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот достижений в области науки, техники, технологий, обеспечивающих стимулирование производства новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения благосостояния граждан и экономической интеграции государств-участников СНГ.
2. Государство в соответствии с действующим законодательством гарантирует субъектам инновационной деятельности:
1) поддержку инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики;
2) поддержку создания и развития субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
3) поддержку системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
4) охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции;
5) свободу доступа к информации о приоритетах государственной политики, свободу сбора и распространения информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну.
3. Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности являются:
1) разработка и осуществление государственной инновационной политики, направленной на достижение преимуществ инновационного пути развития экономики, стратегические приоритеты развития высокотехнологичных отраслей производства, создание необходимых условий для повышения эффективности использования накопленного научно-технического потенциала и обеспечения конкурентоспособности отечественной инновационной продукции в условиях вступления государств-участников СНГ во Всемирную торговую организацию (ВТО);
2) осуществление мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, способствующих активизации инновационного предпринимательства;
3) использование механизма государственно-частного партнерства при реализации целевых комплексных программ и национальных инновационных проектов, связанных со структурными преобразованиями отраслей промышленности, техническим переоснащением производства, инновационным развитием регионов, межрегиональным и международным инновационным сотрудничеством;
4) развитие инфраструктуры национальной инновационной системы, создание необходимых условий для интеграции научно-образовательной и производственной сфер экономики, развитие форм кооперации, связанной с разработкой и освоением наукоемкой продукции;
5) создание необходимых условий для развития малого инновационного предпринимательства;
6) совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, защита права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, продукцию промышленного производства и предотвращение выпуска контрафактной продукции;
7) создание условий и поддержка сотрудничества с иностранными партнерами по привлечению инвестиций и обеспечению трансфера технологий на взаимовыгодных условиях;
8) обеспечение безопасности в сфере инновационной деятельности, запрет на применение и распространение инноваций, противоречащих общественным и государственным интересам, принципам гуманности и морали, создающих угрозу экономической, технологической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, правам и интересам граждан.
Статья 16. Цели, задачи и направления государственной инновационной политики
1. Основной целью государственной инновационной политики являются разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, необходимой для обеспечения устойчивого экономического развития, роста общественного благосостояния, повышения конкурентоспособности отечественного производства, обеспечения национальной безопасности государства в условиях глобализации мировой экономики.
2. Государственная инновационная политика формируется в соответствии со стратегией социально-экономического развития государства на среднесрочный и долгосрочный периоды исходя из возможностей развития инновационного потенциала страны, привлечения инвестиций и подготовки профессиональных кадров.
3. Основными задачами государственной инновационной политики являются:
1) создание национальной инновационной системы, обеспечивающей устойчивое развитие экономики на основе достижений научно-технического прогресса;
2) стимулирование развития инновационного предпринимательства, связанного с разработкой, производством и распространением конкурентоспособной инновационной продукции;
3) обеспечение технологической и экологической безопасности производства, повышение его эффективности в соответствии с требованиями международной системы качества, сертификации и оценки соответствия инновационной продукции;
4) развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, направленной на обеспечение интеграции науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы;
5) развитие системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров специалистов для инновационной деятельности, создание условий для поддержки научно-технического творчества молодежи;
6) поощрение создания и поддержка деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в сфере инновационного предпринимательства (ассоциаций, союзов инноваторов, обществ изобретателей и рационализаторов и других объединений);
7) обеспечение защиты права интеллектуальной собственности разработчиков, предотвращение экономических преступлений, связанных с выпуском и распространением контрафактной продукции, незаконным поглощением и банкротством инновационно активных предприятий;
8) содействие международному сотрудничеству в сфере инновационной деятельности.
4. Основными направлениями государственной инновационной политики являются:
1) определение приоритетов инновационного развития, разработка перечня критических технологий, организация разработки и реализации инновационных проектов государственного значения;
2) создание необходимых организационных и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;
3) формирование инновационной инфраструктуры;
4) целевое финансирование за счет средств государственного бюджета инновационных программ и проектов;
5) участие государства в создании конкурентоспособных производств;
6) обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций, созданных по государственному заказу;
7) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки.
Статья 17. Формирование государственной инновационной политики
1. Государственная инновационная политика формируется правительством государства на основе приоритетов социально-экономического развития страны, прогнозов развития науки и техники и оценки состояния и перспектив развития потенциала национальной инновационной системы и отражается в концепции государственной инновационной политики и других нормативных актах.
2. Прогнозы развития науки и техники и оценки состояния и перспектив развития потенциала национальной инновационной системы являются составной частью прогнозов социально-экономического развития государства, а также субъектов государства, разрабатываемых в соответствии с национальным законодательством.
На основе указанных прогнозов правительством государства определяются приоритеты государственной инновационной политики, включая основные направления технологического развития производства, перечень критических технологий и комплекс организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.
3. Правительство государства на основе приоритетов инновационной политики разрабатывает и утверждает национальные инновационные программы и проекты, определяет объемы и источники их финансирования и назначает уполномоченные органы исполнительной власти, ответственные за их реализацию и поддержку.
При формировании национальных инновационных программ осуществляются обязательная государственная экспертиза и конкурсный отбор включаемых в них инновационных проектов и мероприятий, обеспечивающих их реализацию.
4. Органы государственной власти в пределах своих полномочий готовят предложения по реализации инновационных программ и проектов и по мерам государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления с учетом приоритетов государственной политики формируют предложения по стратегии инновационного развития регионов, разрабатывают региональные инновационные программы и проекты и обеспечивают меры по их реализации.
Статья 18. Реализация государственной инновационной политики
1. Реализация государственной инновационной политики осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления и субъектами инновационного предпринимательства.
2. Правительство государства осуществляет:
1) разработку мер по реализации национальных инновационных программ и проектов;
2) координацию инновационной деятельности в рамках государственной инновационной политики;
3) развитие инфраструктуры национальной инновационной системы;
4) поддержку субъектов инновационной деятельности, участвующих в реализации государственной инновационной политики;
5) совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
6) мониторинг реализации национальных инновационных программ и проектов и оценку эффективности их выполнения.
3. Государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами:
1) обеспечивают реализацию мероприятий инновационных программ и проектов и меры государственной поддержки инновационной инфраструктуры и субъектов инновационной предпринимательской деятельности, участвующих в реализации инновационной государственной и региональной политики;
2) формируют и осуществляют на конкурсной основе размещение государственных или муниципальных заказов на поставку инновационной продукции (товаров, работ, услуг), регистрируют договоры, связанные с выполнением инновационных проектов и передачей технологий;
3) обеспечивают приемку и регистрацию инновационной продукции (товаров, работ, услуг), полученной в ходе выполнения договоров поставки;
4) регулируют вопросы, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности и их использование, включая соблюдение условий сохранения и использования конфиденциальной информации, в том числе информации, относящейся к государственной тайне.
Статья 19. Техническое регулирование инновационной деятельности
1. Техническое регулирование в сфере инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством государств-участников СНГ на основе технических регламентов, национальных и иных стандартов, правил и характеристик, принятых в установленном законом порядке с учетом международных технических регламентов и стандартов.

................
Перейти до повного тексту