1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон о противодействии финансированию терроризма
Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 27-6
от 16 ноября 2006 года)
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственной политики, направленной на обеспечение государственной, общественной и международной безопасности, путем создания правовых механизмов по перекрытию каналов и ликвидации источников финансирования терроризма.
Настоящий Закон регулирует отношения граждан государства, постоянно проживающих на его территории лиц без гражданства, иностранных граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих деятельность, связанную с противодействием финансированию терроризма.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
террористическая деятельность - деятельность физических лиц и организаций, направленная на совершение деяний, определяемых нормами национального законодательства как преступления террористического характера;
финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из деяний, определяемых нормами национального законодательства как преступления террористического характера, либо для обеспечения террористической организации;
террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган - государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти в соответствии с национальным законодательством;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма;
обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с национальным законодательством.
Статья 2. Правовое регулирование в области противодействия финансированию терроризма
Правовое регулирование в области противодействия финансированию терроризма осуществляется конституцией государства (основным законом), настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами государства, международными договорами государства, общепризнанными принципами и нормами международного права. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом и другими актами национального законодательства в сфере противодействия финансированию терроризма, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственной политики и меры по противодействию финансированию терроризма
1. Основными принципами государственной политики в сфере противодействия финансированию терроризма являются:
- соблюдение требований национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, установление ответственности за их нарушение;
- признание финансирования терроризма тяжким уголовным преступлением;
- неотвратимость наказания за деятельность, связанную с финансированием терроризма, независимо от мотивов ее осуществления;
- рассмотрение деятельности по противодействию финансированию терроризма как одного из наиболее эффективных путей предупреждения преступлений террористического характера;
- сочетание гласных и негласных методов в организации работы по противодействию финансированию терроризма;
- развитие международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма;
- применение соразмерных и эффективных уголовных, гражданско-правовых или административных санкций (включая финансовые) в отношении лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма;
- осуществление мер по активизации работы национальных средств массовой информации по освещению проблем противодействия финансированию терроризма.
2. В соответствии с принципами государственной политики и национальным законодательством в сфере противодействия финансированию терроризма государством принимаются необходимые меры, позволяющие обнаруживать, идентифицировать, блокировать и конфисковывать любые средства, используемые для совершения преступлений террористического характера, а также средства, полученные в результате таких преступлений.
К мерам, направленным на противодействие финансированию терроризма, относятся:
- процедуры внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию финансированию терроризма;
- приостановка финансовых операций, блокирование активов и наложение арестов на финансовые счета и иное имущество лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма;
- конфискация активов лиц и организаций, причастных к террористической деятельности;
- иные меры, предусмотренные национальным законодательством.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Статья 4. Компетенция правительства государства в сфере противодействия финансированию терроризма
Правительство государства в сфере противодействия финансированию терроризма:
- определяет государственную политику по противодействию финансированию терроризма, в том числе по вопросам предупреждения, выявления, блокирования и конфискации финансовых и иных активов, связанных с террористической деятельностью;
- устанавливает порядок предоставления уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и ответственность за отказ в их предоставлении;
- принимает нормативно-правовые акты, утверждает правила контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом, а также порядок приостановки операций и сделок, блокирования и конфискации активов организаций и лиц, причастных к террористической деятельности и финансированию терроризма;
- устанавливает порядок формирования и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и в финансировании терроризма;
- организует выполнение обязательств государства по многосторонним международным договорам в сфере противодействия финансированию терроризма, по двусторонним договорам с государствами, не участвующими в международном сотрудничестве и в работе организаций, специализирующихся в данной области;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные национальным законодательством.
Статья 5. Компетенция государственного органа исполнительной власти, специально уполномоченного противодействовать финансированию терроризма
1. Государство в соответствии с национальным законодательством определяет орган исполнительной власти, специально уполномоченный противодействовать финансированию терроризма и координировать деятельность иных органов государственной власти в этой сфере.
Полномочия, функции, права и ответственность специально уполномоченного органа в сфере противодействия финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с национальным законодательством, нормами международного права и отражаются в специальном правовом акте, утверждаемом главой государства или правительством.
2. Специально уполномоченный орган:
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований национального законодательства в области противодействия финансированию терроризма и привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение указанных требований;
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с национальным законодательством;
- осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
- осуществляет запросы и получает по запросам от финансово-кредитных организаций, юридических и физических лиц необходимые документы и разъяснения по проверке представленной информации;
- осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с финансированием терроризма, проводит анализ и проверку таких операций;
- получает информацию (в том числе по запросам) по вопросам, отнесенным к сфере противодействия финансированию терроризма, от иных органов государственной власти и центрального (национального) банка;
- формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и финансировании терроризма, и вносит в него изменения;
- издает обязательные для исполнения постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки финансирования терроризма (на срок не более пяти дней), и направляет материалы в прокуратуру для безотлагательного рассмотрения и принятия решения о блокировании финансовых и материальных активов (до вынесения решения суда) или в суд - для вынесения решения о конфискации;
- координирует деятельность иных органов исполнительной власти в данной сфере;
- взаимодействует с центральным (национальным) банком и кредитными организациями по вопросам внутреннего и обязательного контроля и проверки деятельности лиц и организаций, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма;
- в установленном порядке взаимодействует с иными органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами;
- в соответствии с международными договорами взаимодействует с компетентными в установленной сфере деятельности международными организациями и органами иностранных государств и осуществляет с ними информационный обмен, представляет интересы государства в указанных международных организациях;
- в соответствии с национальным законодательством представляет информацию в правоохранительные органы по их запросам, а при получении достаточных данных о том, что операция или сделка связана с совершением уголовного преступления, направляет информацию в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;
- создает единую информационную систему, формирует и ведет общегосударственный банк данных, обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере противодействия финансированию терроризма;
- обеспечивает хранение и защиту полученной в процессе деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну и тайну связи, а также иной конфиденциальной информации;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены национальным законодательством.
3. Специально уполномоченный орган обеспечивает соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления свой деятельности.
Ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа в связи с выполнением им своих функций, подлежит возмещению за счет средств государственного бюджета в соответствии с законодательством государства.
Статья 6. Обязанности органов исполнительной власти, кредитных организаций, юридических и физических лиц в предоставлении информации по вопросам противодействия финансированию терроризма
Государственные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения, кредитные организации, юридические и физические лица по запросам уполномоченного органа предоставляют документы и информацию, необходимые для осуществления им своих функций, в порядке, установленном правительством государства.
Центральный (национальный) банк предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном между центральным (национальным) банком и уполномоченным органом.
Предоставление по запросу уполномоченного органа информации органами государственной власти и управления, центральным (национальным) банком, финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи.
Отказ или немотивированное затягивание сроков предоставления информации уполномоченному органу по его запросу или предоставление заведомо ложной информации влекут за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Государственные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории государства представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.
Глава 3. ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ
Статья 7. Виды операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
1. Суммы и виды операций, подлежащих обязательному контролю, устанавливаются центральным (национальным) банком и регламентируются национальным законодательством.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает сумму, эквивалентную 20 000 долларов США (или меньшую, установленную национальным законодательством сумму), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение или продажа физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
- иные операции по банковским счетам (вкладам), определенные центральным (национальным) банком государства;
4) сделки с движимым имуществом:
- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка или купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
2. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает сумму, эквивалентную 100 000 долларов США (или меньшую, установленную национальным законодательством сумму).
3. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Законом порядке сведения об их участии в террористической деятельности (включая финансирование терроризма), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
Статья 8. Основания для включения организации или физического лица в перечень организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности или в финансировании терроризма
Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности или в финансировании терроризма, являются:
- вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею террористической деятельности или финансирования терроризма;
- вступивший в законную силу приговор суда о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;
- обращение прокурора в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность или ее финансирование;
- постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
- составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и (или) террористами;
- признаваемые государством в соответствии с международными договорами и национальным законодательством приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность или финансирование терроризма.
Глава 4. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Статья 9. Организации и иные лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом
1. В целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации, занимающиеся биржевой и депозитарной деятельностью;
- страховые (перестраховочные) организации и лизинговые компании;
- организации государственной почтовой связи;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку и куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы и иные, основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
2. В целях настоящего Закона к иным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических, аудиторских или бухгалтерских услуг;
- иные определенные национальным законодательством лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
Требования настоящего Закона распространяются на указанных лиц в тех случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.
Статья 10. Права и обязанности организаций и иных лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из национального закона или обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание на территории государства, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;
2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3) систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях;

................
Перейти до повного тексту