1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Протокол


Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств
(Москва, 11 сентября 1998 года)
Статус Протокола см.
Государства - участники настоящего Протокола в лице правительств (в дальнейшем - Стороны),
в целях объединения усилий по развитию и совершенствованию автомобильных дорог, обеспечивающих международные перевозки грузов и пассажиров,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Сеть международных автомобильных маршрутов Содружества Независимых Государств представляет собой систему основных и промежуточных автомобильных дорог, ориентированных по направлениям север - юг и запад - восток с ответвлениями и соединительными дорогами.
Перечень международных автомобильных дорог Содружества Независимых Государств (далее - международные автомобильные дороги СНГ) содержится в Приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Протокола.
Статья 2
Каждая из Сторон примет в соответствии с настоящим Протоколом надлежащие меры для того, чтобы участки международных автомобильных дорог СНГ, находящиеся в пределах территории соответствующего государства - участника Содружества, были приведены в соответствие с общими требованиями к международным автомобильным дорогам СНГ, которые содержатся в Приложении 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего Протокола.
Информационное обеспечение и координацию указанной деятельности автодорожных администраций Сторон в рекомендательной форме осуществляет Межправительственный совет дорожников (далее - Совет).
Статья 3
В целях развития сети международных автомобильных дорог СНГ Стороны осуществляют мероприятия поэтапно, в рамках внутригосударственных программ, исходя из финансовых возможностей каждой из Сторон, с привлечением в необходимых случаях средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Статья 4
Стороны принимают соответствующие меры по интеграции международных автомобильных дорог СНГ в Европейскую и Азиатскую системы автомобильных дорог и транспортных коридоров.
Статья 5
Стороны осуществляют меры по обустройству подъездов к пограничным пунктам пропуска автотранспортных средств, строительству автозаправочных станций, станций технического обслуживания, терминалов, гостиниц, стоянок, созданию специализированной структуры, обеспечивающей функционирование сети предприятий, оказывающих сервисные услуги международным автомобильным перевозчикам, а также развивают сотрудничество по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений.
Статья 6
Стороны осуществляют обмен опытом и информацией по вопросам создания и освоения прогрессивных технологий, материалов, дорожных машин, оборудования и приборов, совершенствования системы финансирования и управления дорожным хозяйством, создания скоординированной нормативно-правовой базы, подготовки кадров высшей квалификации и инженеров.
Статья 7
В настоящий Протокол с общего согласия Сторон могут быть внесены изменения и дополнения.
Статья 8
Изменения и дополнения к Приложениям 1 и 2 настоящего Протокола могут быть внесены автодорожными администрациями Сторон по поручению каждой из Сторон.
Изменения и дополнения в Приложение 1 к настоящему Протоколу вносятся с общего согласия автодорожных администраций Сторон, по территориям которых проходят дополнительно предлагаемые и изменяемые маршруты международных автомобильных дорог СНГ, и оформляются протоколами, подписываемыми руководителями автодорожных администраций Сторон.
Изменения и дополнения в Приложение 2 к настоящему Протоколу вносятся с общего согласия всех автодорожных администраций Сторон и оформляются протоколами, подписываемыми руководителями автодорожных администраций Сторон.
Статья 9
Протоколы об изменениях и дополнениях в Приложения 1 и 2, подписанные руководителями автодорожных администраций Сторон, направляются Совету, который не позднее 90 дней с даты подписания направляет их депозитарию настоящего Протокола.
Соответствующие изменения и дополнения вступают в силу через 15 дней после получения депозитарием от Совета упомянутого сообщения.
Статья 10
Положения настоящего Протокола не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договоренностями.
Статья 11
Автодорожные администрации Сторон поддерживают постоянные контакты друг с другом и с Советом по вопросам выполнения настоящего Протокола.
Статья 12
Спорные вопросы, связанные с применением и толкованием настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 13
Настоящий Протокол заключается сроком на 5 лет и будет автоматически продлеваться на последующие 5 лет, если Стороны не примут иного решения. Каждая из Сторон может заявить о своем намерении выйти из Протокола путем письменного уведомления депозитария об этом не позднее чем за 6 месяцев до выхода.
Статья 14
Настоящий Протокол вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, он вступает в силу со дня сдачи депозитарию уведомления об этом.
Статья 15
Настоящий Протокол открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы с согласия всех Сторон путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.
Совершено в городе Москве 11 сентября 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение 1
к Протоколу
о международных
автомобильных дорогах
Содружества Независимых
Государств
от 11 сентября 1998 года
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ СНГ
Сеть международных автомобильных дорог СНГ представляет собой систему основных и промежуточных автодорожных маршрутов, ориентированных по направлениям запад - восток и север - юг с ответвлениями и соединительными дорогами.
Направление запад - восток
Основные маршруты:
Граница Эстонии - Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай - граница Китая.
Граница Польши - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток.
Киев - Глухов - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск - Актюбинск - Кзыл-Орда - Шымкент - Жамбыл - Бишкек - Нарын - Торугарт - граница Китая.
Граница Польши - Львов - Ровно - Житомир - Киев - Полтава - Харьков - Луганск - Волгоград - Астрахань - Атырау - Бейнеу - Нукус - Бухара - Карши - Термез - граница Афганистана.
Граница Словакии - Ужгород - Львов - Тернополь - Хмельницкий - Винница - Умань - Кировоград - Днепропетровск - Донецк - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Махачкала - Баку - Туркмен-Баши - Ашгабад - Мары - Чарджоу - Бухара - Самарканд - Джизак - Ташкент - Шымкент - Жамбыл - Бишкек - Алматы - Хоргос - граница Китая.
Граница Румынии - Рени - Одесса - Николаев - Херсон - Армянск - Джанкой - Керчь - Новороссийск - Сухуми - Сенаки.
Поти - Сенаки - Самтредиа - Тбилиси - Казах - Евлах - Кази - Магомет - Алят - Баку.
Граница Турции - Батуми - Самтредиа - Тбилиси - Казах - Евлах - Кази - Магомет - Алят - Баку.
Промежуточные маршруты:
Граница Латвии - Великие Луки - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Уфа.
Граница Польши - Калининград - Нестеров - граница Литвы - .... - граница Латвии - Остров.
Граница Литвы - Минск - Гомель.
Кобрин - Гомель - Брянск - Орел - Липецк - Тамбов - Пенза.
Граница Польши - Ковель - Коростень - Киев.
Умань - Первомайск - Николаев - Херсон - Мелитополь - Таганрог - Ростов-на-Дону.
Граница Румынии - Кишинев - Кировоград - Полтава.
Тбилиси - Лагодехи - Белоканы - Халдан - Геогчай - Шемаха - Баку.
Хашури - Ахалцихе - Гюмри - Ереван - Ерасх - Горис - Капан - Мегри - граница Ирана.
Термез - Душанбе - Джиргаталь - Карамык - Иркештам - граница Китая.
Душанбе - Куляб - Хорог - Ош.
Направление север - юг
Основные маршруты:
Граница Литвы - Лида - Слоним - Бытень - Кобрин - Ковель - Луцк - Тернополь - Черновцы - граница Румынии.
Граница Литвы - Лида - Слоним - Бытень - Кобрин - Ковель - Луцк - Тернополь - Черновцы - Кишинев - Одесса.
Граница Финляндии - Выборг - Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилев - Гомель - Чернигов - Киев - Одесса.
Граница Норвегии - Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Новгород - Тверь - Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Харьков - Днепропетровск - Запорожье - Симферополь - Алушта - Ялта.
Архангельск - Вологда - Ярославль - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.
Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Тбилиси - Марнеули - Болниси - Степанаван - Ванадзор - Ереван.
Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Губа - Баку - Астара - граница Ирана.
Екатеринбург - Челябинск - Кустанай - Акмола - Караганда - Алматы - Бишкек - Ош - Андижан - Коканд - Ташкент - Душанбе - Нижний Пяндж - граница Афганистана.
Новосибирск - Барнаул - Ташанта - граница Монголии.
Красноярск - Абакан - Кызыл - Эрзин - граница Монголии.
Улан-Удэ - Кяхта - граница Монголии.
Якутск - Невер - граница Китая.
Свободный - Благовещенск - граница Китая.
Промежуточные маршруты:
Минск - Слуцк - Сарны - Ровно.
Бобруйск - Мозырь - Житомир - Винница - Могилев-Подольский - Бэлць - граница Румынии.
Вулкэнешть - Белград - Измаил - граница Румынии.
Москва - Калуга - Брянск - Киев.
Владикавказ - Цхинвали - Гори.
Поти - Батуми - граница Турции.
Сыктывкар - Киров - Йошкар-Ола - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград.
Самара - Уральск - Атырау.
Петропавловск - Есиль - Жезказган - Кзыл-Орда - Учкудук - Навои.
Георгиевка - Аягуз - Талдыкорган - Сары-Озек - Алматы.
Чита - Забайкальск - граница Китая.
Владивосток - Хасан - граница КНДР.
Ответвления и соединительные дороги:
Гвардейск - Неман - граница Литвы.
Граница Польши - Гродно - Минск.
Граница Польши - Слоним - Барановичи.
Опочка - Полоцк - Минск.
Граница Латвии - Полоцк - Витебск - Смоленск.
Граница Польши - Жовква - Львов.
Граница Венгрии - Чоп - Ужгород.
Кишинев - Комрат - Вулкэнешть - граница Румынии.
Глухов - Тросна.
Краснодар - Джубга.
Марнеули - Садахло - Ванадзор.
Дилижан - Севан - Ереван - Эчмиадзин - граница Турции.
Кази-Магомед - Бахрамтепе - Горадиз - граница Ирана.
Ордубад - Джульфа - Нахичевань - Садарак - граница Турции.
Евлах - Агджабеди - Билясувар - граница Ирана.
Петропавловск - Акмола.
Бейнеу - Бекдаш - Туркмен-Баши.
Ашгабад - Гаудан - граница Ирана.
Теджен - Серакс - граница Ирана.
Мары - Кушка - граница Афганистана.
Самарканд - Гузар.
Самарканд - Айни.
Жамбыл - Талас - Сусамыр.
Ура-Тюбе - Худжанд - Исфана - Ош.
Худжанд - Коканд.
Хорог - Ишкашим - Лангар - граница Афганистана.
Мургаб - граница Китая.
Семипалатинск - Барнаул - Новоалтайск.
Таскескен - Бахты - граница Китая.
Учарал - Дружба - граница Китая.
Сары-Озек - Хоргос - граница Китая.
Алматы - Узунагаш - Кемин.
Балыкчи - Чолпон - Ата - Тюп - Кеген - Кокпек.
Иркутск - Монды - граница Монголии.
Уссурийск - граница Китая.
Владивосток - Находка.
Приложение 2
к Протоколу
о международных
автомобильных дорогах
Содружества Независимых
Государств
от 11 сентября 1998 года
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ,
КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СНГ
Содержание
1. Общие положения
2. Классификация международных дорог
3. Геометрические характеристики
3.1. Общие положения
3.2. План и продольный профиль
3.2.1. Основные параметры
3.2.2. Обеспечение видимости
3.3. Поперечный профиль
3.3.1. Количество и ширина полос движения
3.3.2. Обочины
3.3.3. Разделительная полоса
3.3.4. Поперечный уклон
3.3.5. Дорожки для пешеходов и велосипедистов
3.4. Габариты искусственных сооружений
3.5. Пересечения
3.5.1. Выбор типа пересечений
3.5.2. Планировка пересечений в одном уровне
3.5.3. Развязки
3.6. Переходно-скоростные полосы
3.7. Пересечения с железными дорогами
4. Обустройство дорог
4.1. Общие положения
4.2. Дорожные знаки и разметка
4.2.1. Основные характеристики дорожных знаков и разметки
4.2.2. Дорожная разметка
4.2.3. Дорожные знаки
4.2.4. Знаки, обозначающие дорожные работы или предупреждающие об аварии на дороге
4.3. Ограждения, направляющие и противослепящие устройства и аварийные съезды
4.3.1. Дорожные ограждения
4.3.2. Направляющие устройства
4.3.3. Противослепящие устройства
4.3.4. Аварийные съезды
4.4. Управление движением
4.4.1. Светофоры
4.4.2. Дорожные знаки с изменяющейся информацией
4.4.3. Системы аварийно-вызывной связи
4.5. Освещение
4.6. Специальные методы обеспечения безопасности движения
4.6.1. Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов
4.6.2. Обеспечение безопасности инвалидов
4.7. Придорожные сооружения
4.7.1. Площадки отдыха
4.7.2. Комплексы обслуживания
4.7.3. Пункты сбора дорожной пошлины
4.7.4. Пограничные пункты
5. Охрана окружающей среды
5.1. Общие положения
5.2. Органическое соединение дорог с окружающей средой
5.3. Воздействие окружающей среды на участников дорожного движения
5.4. Охрана дорог от пересечения их животными
6. Ремонт и содержание дорог
6.1. Общие положения
6.2. Управление ремонтом и содержанием
6.3. Места проведения работ по ремонту и содержанию
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СНГ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные характеристики, которые должны быть приняты при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании международных автомобильных дорог, именуемых в дальнейшем "международными дорогами", изложены в приведенных ниже положениях, которые разработаны с учетом современных концепций в области дорожного строительства.
1.2. Выбор характеристик должен обеспечивать высокую безопасность и беспрепятственное движение всех транспортных средств с учетом функционального назначения дороги и ее восприятия водителями.
1.3. Общие требования распространяются как на строительство новых дорог, так и на реконструкцию существующих. При реконструкции необходимо учитывать ограничивающие факторы и гибко подходить к применению общих требований в целях сохранения общей целостности маршрута.
При этом особое внимание следует уделять случаям поэтапного улучшения характеристик дороги.
1.4. В случае стадийного строительства автомагистрали или скоростной дороги, когда на первом этапе вводится лишь одна проезжая часть для движения в обоих направлениях, необходимо принимать меры, чтобы движение воспринималось именно как движение в двух направлениях за счет обеспечения видимости на участках обгона, ограждения строительных объектов, которые должны быть возведены на время строительства, и принятия других мер.
1.5. При строительстве и реконструкции международных дорог их следует прокладывать в обход населенных пунктов, если они создают в населенных пунктах неудобства или опасность для жителей, при этом необходимо стремиться, чтобы основные международные дороги представляли собой автомагистрали или скоростные дороги.
1.6. Положения настоящего Приложения разработаны на основе экономической оценки следующих критериев: безопасность дорожного движения, охрана окружающей среды, беспрепятственное движение транспортных потоков, комфорт участников дорожного движения.
1.7. Страны должны предпринимать всяческие усилия для соблюдения настоящих положений как при строительстве новых дорог, так и при реконструкции уже существующих.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОРОГ
2.1. Международные дороги подразделяются на: автомагистрали, скоростные дороги и дороги обычного типа.
2.2. Автомагистрали
Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально запроектированную и построенную (или реконструированную) для автомобильного движения, которая не обслуживает придорожных владений. Доступ на нее возможен только с других дорог через развязки в разных уровнях.
Эта дорога:
имеет, как правило, раздельные проезжие части для движения в разных направлениях, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения;
не имеет пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями и пешеходными дорожками;
специально обозначена как автомагистраль.
2.3. Скоростные дороги
Скоростная дорога представляет собой дорогу, предназначенную для автомобильного движения, которая доступна для въезда только через развязки в разных уровнях, кольцевые или канализированные пересечения в одном уровне или перекрестки со светофорным регулированием. На скоростных дорогах остановка и стоянка на проезжей части запрещены.
2.4. Дороги обычного типа
Дорога обычного типа представляет собой дорогу, которой могут пользоваться все категории участников дорожного движения и транспортных средств. Такая дорога может иметь единую или раздельные проезжие части для движения в обоих направлениях.
3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Общие положения
3.1.1. Расчетные параметры дороги зависят от ее функционального значения, условий местности (рельефа, застройки окрестностей и т.п.) и технико-экономических критериев.
3.1.2. При выборе расчетных параметров дороги необходимо учитывать:
место и роль дороги в общей сети дорог международного и внутригосударственного значения;
возможность размещения соответствующих придорожных объектов;
соответствие типа дороги ее восприятию участниками дорожного движения.
3.1.3. Расчетные параметры дороги должны определять характеристики отдельных объектов создаваемого маршрута (или участка), а, следовательно, и все элементы проекта (геометрические характеристики, оборудование, пересечения и примыкания, средства регулирования движения).
3.1.4. Каждому типу дороги предписывается соответствующая расчетная скорость, которая выбирается на основе экономического обоснования.
Расчетная скорость принимается при строительстве или реконструкции дороги с целью определения геометрических характеристик, допускающих безопасное движение с этой скоростью одиночных транспортных средств.
Ниже приводятся расчетные скорости движения транспортных средств по международным дорогам в км/ч.
Автомагистрали - 80 100 120 140
Скоростные дороги 60 80 100 120 -
Дороги обычного типа 60 80 100 - -
Расчетная скорость более 100 км/ч принимается лишь при наличии раздельных проезжих частей и развязок в разных уровнях.
Расчетная скорость 60 км/ч для скоростных дорог и дорог обычного типа, а также 80 км/ч для автомагистралей допускается только на ограниченном числе участков.
В исключительных случаях на участках ограниченной протяженности со сложным рельефом местности и в других сложных условиях допускается снижение расчетной скорости. Переход с одной расчетной скорости на другую должен осуществляться постепенно таким образом, чтобы водитель мог легко его предвидеть.
3.1.5. Необходимо стремиться, чтобы международные дороги имели однородные характеристики на участках достаточной протяженности. Изменения параметров дороги производятся в местах перепада интенсивности движения (приближение к населенному пункту или развязке).
3.1.6. Необходимо принимать меры по обеспечению безопасности движения на всех участках дороги с учетом реальной скорости движения.
3.1.7. На международных дорогах должны обеспечиваться условия для движения транспортных средств в соответствии с национальными требованиями в части их габаритов, общей массы и нагрузки на ось.
3.2. План и продольный профиль
3.2.1. Основные параметры
3.2.1.1. План и продольный профиль дороги должны сочетаться таким образом, чтобы участники дорожного движения могли видеть дорогу без особых разрывов, предвидеть изменения дорожной ситуации и ясно различать характерные места (перекрестки, въезды и съезды в местах развязок, участки кривых в плане).
3.2.1.2. При определении элементов плана и продольного профиля должны учитываться характеристики поведения большинства участников движения (время реакции), характеристики покрытия (ровность, коэффициент сцепления), высота возможных препятствий, условия местности и состав транспортного потока.
3.2.1.3. Параметры элементов плана и продольного профиля должны соответствовать величинам, приведенным ниже:
Расчетная скорость (км/ч) 60 80 100 120 140
Минимальные радиусы кривых
в плане, соответствующие
максим. виражу в:
4%
7%



200
120



300
240



465
425



700
650



1200
1000
Максимально допустимые
продольные уклоны (%)

8

7

6

5

4
Минимальные проезжая часть с
радиусы односторонним
выпуклых движением
кривых в -------------
продольном проезжая часть с
профиле (м) двусторонним
движением


1500



1600


3000



4500


6000



10000


10000



15000


18000



-
Минимальные радиусы вогнутых
кривых в продольном профиле (м)

1500

2000

3000

4200

6000
На отдельных участках (перекрестки, развязки, подъездные пути, въезды в городские районы и т.п.) следует избегать кривых с минимальными значениями радиусов в продольном профиле.
Результирующая продольного уклона и виража не должна превышать 10%.
Сопряжение кривых с прямыми в плане должно быть плавным.
3.2.2. Обеспечение видимости
3.2.2.1. На всем протяжении международной дороги расстояние видимости должно быть не менее расстояния, равного остановочному пути автомобиля до препятствия.
Величины минимальных расстояний видимости препятствия для различных расчетных скоростей движения приведены ниже:
Расчетная скорость (км/ч) 60 80 100 120 140
Минимальное расстояние
видимости (м)

70

100

150

200

300
3.2.2.2. На дорогах с двусторонним движением минимальное расстояние видимости, необходимое для осуществления обгона, должно обеспечиваться равномерно на возможно большем протяжении дороги.
3.2.2.3. На участках, где не может быть обеспечено достаточное расстояние видимости (постоянно или временно), должны устанавливаться дорожные знаки и наноситься разметка на проезжей части, запрещающие обгон.
3.3. Поперечный профиль
3.3.1. Количество и ширина полос движения
3.3.1.1. Выбор количества полос зависит от перспективной интенсивности и должен обеспечивать движение автотранспортных потоков с расчетными скоростями.
3.3.1.2. Ширина полос движения устанавливается в зависимости от общих характеристик маршрута, состава транспортного потока и функционального значения дороги.
В зависимости от реальных условий движения и рельефа могут применяться различные методы определения расчетных характеристик.
3.3.1.3. На участках дорог с тремя полосами движения с помощью соответствующих технических средств должны быть четко обозначены условия использования средней полосы.
3.3.1.4. В целях обеспечения безопасности движения на дорогах с четырьмя полосами движения необходимо предусматривать раздельные проезжие части для движения в разных направлениях.
3.3.1.5. Дополнительные полосы движения следует предусматривать на участках крутых спусков и подъемов, если количество и скорость тихоходных транспортных средств приводят к недопустимому снижению скорости движения.
3.3.1.6. На прямых участках минимальная ширина полосы движения должна составлять 3,5 м, а при расчетной скорости 120 км/ч и более - 3,75 м. На участках кривых в плане с малыми радиусами следует предусматривать уширение полос движения, с тем чтобы обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств максимально допустимых габаритов.

................
Перейти до повного тексту