- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение о Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции
(Астана, 16 сентября 2004 года) |
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее решение, его заверенную копию.
Одобрена
Решением
Совета глав государств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
сотрудничества
государств-участников
Содружества Независимых
Государств в противодействии
незаконной миграции
от 16 сентября 2004 года
Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции
1. Преамбула
Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) в противодействии незаконной миграции (далее - Концепция) представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств-участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.
Под противодействием незаконной миграции понимается комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечении незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.
Сотрудничество основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и положениях национального законодательства государств-участников СНГ.
Сотрудничество должно отвечать интересам государств-участников СНГ в защите конституционного строя, обеспечении суверенитета, территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности, законности и поддержании правопорядка в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Государства-участники СНГ сотрудничают с третьими государствами и международными организациями в противодействии незаконной миграции. При этом сотрудничество в этой сфере основывается на выполнении международных обязательств по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, предоставлению убежища, воссоединению семьи.
2. Основные понятия и термины
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:
миграция населения - перемещение физических лиц по различным причинам из одного государства в другое в целях постоянного или временного изменения места жительства. Перемещения (въезд, транзитный проезд и выезд) могут осуществляться в рамках порядка и правил, установленных нормативно-правовыми документами, либо с несоблюдением их;
мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, соблюдающие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;
незаконная миграция представляет собой перемещение на территорию государства-участника СНГ, пребывание, перемещение с его территории граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства;
незаконный мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;
третьи государства - государства, не являющиеся государствами-участниками СНГ;
иностранный гражданин - лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства-участника СНГ, на территории которого оно пребывает постоянно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства;
лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства;
миграционная обстановка (ситуация) - совокупность факторов, обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию, внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную безопасность государства;
миграционный контроль - вид государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных потоков, соблюдения интересов государств-участников СНГ, обеспечения и защиты законных прав мигрантов, а также осуществления мер пресечения незаконной миграции на территориях государств-участников СНГ.
3. Оценка миграционной ситуации
Основными факторами, вызывающими миграцию населения, являются: экономический, политический, этнический, социально-психологический и экологический. Активные миграционные процессы на территориях государств-участников СНГ, по экспертным оценкам, будут сохраняться, как минимум, в течение ближайшего десятилетия. При этом будет существовать реальная нагрузка на экономические и социальные инфраструктуры государств-участников СНГ, конфликтные отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.
Как правило, после проникновения на территории государств-участников СНГ незаконные мигранты используют их:
в качестве транзитных для проникновения в государства-члены Европейского Союза и другие страны;
для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных каналов переправки в третьи государства;
в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;
для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе противоправной.
Количество иностранных граждан, незаконно прибывших на территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.
Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание незаконных мигрантов. Это - крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.
Для проникновения на территории государств-участников СНГ незаконными мигрантами используются в первую очередь наиболее уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.
Незаконная миграция, как правило, ухудшает социальную и криминогенную обстановку, расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.
С ростом потока незаконных мигрантов в государствах-участниках СНГ осложнилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков, оружия, валюты, изготовлением и сбытом поддельных документов.
Отдельные мигранты прибывают в государства-участники СНГ с особо опасными инфекционными заболеваниями, что в значительной степени обостряет санитарно-эпидемиологическую обстановку в государствах-участниках СНГ.
4. Цель и задачи сотрудничества
Цель сотрудничества - активизация взаимодействия государств-участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.
................Перейти до повного тексту