1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Протокол


Мера 1 (2005)
приложение VI к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике "Материальная ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций"
(Стокгольм, 6-17 июня 2005 года)
Представители,
рекомендуют своим Правительствам следующее:
i. Прилагаемое к настоящей Мере Приложение составляет Приложение VI "Материальная ответственность, возникающая в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями" к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
ii. Это Приложение вступает в силу после того, как настоящая Мера будет одобрена всеми Консультативными сторонами, которые имели право участвовать в XXVIII Консультативном совещании по Договору об Антарктике.
Приложение: Приложение VI к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ VI
К ПРОТОКОЛУ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ "МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ"
Преамбула
Стороны,
признавая значение предотвращения, минимизации и ограничения масштабов воздействия чрезвычайных экологических ситуаций на окружающую среду Антарктики, а также зависящие от нее и связанные с ней экосистемы;
напоминая о статье 3 Протокола, в частности, о том, что деятельность должна планироваться и осуществляться в районе действия Договора об Антарктике таким образом, чтобы отдавать приоритетное значение научной деятельности и сохранять значимость Антарктики как района проведения таких исследований;
напоминая об обязательстве обеспечивать незамедлительные и эффективные ответные действия в отношении чрезвычайных экологических ситуаций и составлять планы действий в чрезвычайных ситуациях для реагирования на случаи, которые могут оказать отрицательное влияние на окружающую среду Антарктики или зависящие от нее и связанные с ней экосистемы, как указано в статье 15 Протокола;
напоминая о статье 16 Протокола, в которой Стороны Протокола обязались, в соответствии с целями Протокола, предусматривающими всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, разработать в рамках одного или нескольких приложений к Протоколу правила и процедуры, касающиеся материальной ответственности за ущерб, возникающий в результате деятельности в районе действия Договора об Антарктике, на которую распространяется Протокол;
отмечая также Решение 3 (2001) XXIV Консультативного совещания по Договору об Антарктике о разработке приложения по вопросам материальной ответственности в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями как шага к созданию режима ответственности в соответствии со статьей 16 Протокола;
принимая во внимание статью IV Договора об Антарктике и статью 8 Протокола;
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Сфера применения Приложения
Настоящее Приложение распространяется на чрезвычайные экологические ситуации в районе действия Договора об Антарктике, которые возникают в связи с осуществлением научно-исследовательских программ, туризмом и всеми другими видами правительственной и неправительственной деятельности в районе действия Договора об Антарктике, включая связанную с ней логистическую деятельность, в отношении которых статья VII (5) Договора об Антарктике предусматривает направление заблаговременного уведомления. Кроме того, настоящее Приложение охватывает меры и планы по предотвращению таких чрезвычайных ситуаций и осуществлению ответных действий. Оно распространяется на все туристические суда, которые заходят в район действия Договора об Антарктике. Как это может быть установлено в соответствии со статьей 13, оно также должно распространяться на чрезвычайные экологические ситуации в районе действия Договора об Антарктике, которые связаны с другими судами и видами деятельности.
Статья 2
Определения
Для целей настоящего Приложения:
a) "Решение" означает Решение, принятое в соответствии с Правилами процедуры Консультативных совещаний по Договору об Антарктике и упомянутое в Решении 1 (1995) XIX Консультативного совещания по Договору об Антарктике;
b) "Чрезвычайная экологическая ситуация" означает любой инцидент, произошедший после вступления в силу настоящего Приложения, который оказывает любое значительное и вредное воздействие на окружающую среду Антарктики, или создает неотвратимую угрозу такого воздействия;
c) "Оператор" означает любое физическое или юридическое лицо - будь то государственное или негосударственное - организующее деятельность, которая должна осуществляться в районе действия Договора об Антарктике. Понятие "оператор" не включает физических лиц, являющихся сотрудниками, подрядчиками, субподрядчиками или агентами, или находящихся на службе у физического или юридического лица - будь то государственного или негосударственного - организующее деятельность, которая должна осуществляться в районе действия Договора об Антарктике, а также не включает юридических лиц, являющихся подрядчиками или субподрядчиками, действующими от имени государственного оператора;
d) "Оператор Стороны" означает оператора, организующего деятельность, которая должна осуществляться в районе действия Договора об Антарктике, действуя на территории этой Стороны, и
i) такая деятельность в районе действия Договора об Антарктике должна быть санкционирована этой Стороной; или
ii) когда Сторона формально не санкционирует деятельности в районе действия Договора об Антарктике, такая деятельность проходит сопоставимый регулирующий процесс, установленный этой Стороной.
Термины "ее оператор", "Сторона оператора" и "Сторона этого оператора" подлежат толкованию в соответствии с настоящим определением.
e) "Разумные", в применении к профилактическим мерам и ответным действиям, означает меры или действия, которые являются целесообразными, практически осуществимыми, пропорциональными и учитывают наличие объективных критериев и информации, включая:
i) опасность для окружающей среды Антарктики и темпы ее естественного восстановления;
ii) угрозу для жизни и безопасности человека; и
iii) техническую и экономическую осуществимость;
f) "Ответные действия" означают разумные меры, которые должны быть предприняты после возникновения чрезвычайной экологической ситуации в целях предотвращения, минимизации или ограничения масштабов воздействия этой чрезвычайной экологической ситуации, которые с этой целью могут включать очистку территории в соответствующих обстоятельствах, и охватывают, в том числе, определение масштабов этой чрезвычайной ситуации и ее воздействия;
g) "Стороны" означает государства, для которых настоящее Приложение вступило в силу в соответствии со статьей 9 Протокола.
Статья 3
Профилактические меры
1. Каждая Сторона требует, чтобы ее операторы осуществляли разумные профилактические меры, направленные на снижение риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и их возможного неблагоприятного воздействия.
2. К числу профилактических мер могут относиться:
a) специальные конструкции или оборудование, предусмотренные при проектировании и строительстве объектов и транспортных средств;
b) специальные процедуры, применяемые в процессе эксплуатации или технического обслуживания объектов и транспортных средств; и
c) специальная подготовка персонала.
Статья 4
Планы действий в чрезвычайных ситуациях
1. Каждая Сторона требует, чтобы ее операторы
a) составляли планы действий в чрезвычайных ситуациях в целях принятия ответных мер в случае происшествий, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду Антарктики или зависящие от нее или связанные с ней экосистемы; и
b) осуществляли взаимодействие при составлении и реализации таких планов действий.
2. Планы действий в чрезвычайных ситуациях включают, по мере необходимости, следующие компоненты:
a) процедуры оценки характера происшествия;
b) процедуры уведомления;
c) определение и мобилизация ресурсов;
d) планы ответных действий;
e) подготовка персонала;
f) ведение учета; и
g) демобилизация.
3. Каждая Сторона разрабатывает и применяет процедуры незамедлительного уведомления о чрезвычайных экологических ситуациях и принятия совместных ответных мер в таких ситуациях, а также оказывает содействие в применении процедур уведомления и принятии совместных ответных мер ее операторами, по вине которых возникают чрезвычайные экологические ситуации.
Статья 5
Ответные действия
1. Каждая Сторона требует, чтобы каждый из ее операторов осуществлял незамедлительные и эффективные ответные действия в чрезвычайных экологических ситуациях, возникающих в результате деятельности этого оператора.
2. В случае если оператор не предпримет незамедлительных и эффективных ответных действий, Стороне этого оператора и другим Сторонам рекомендуется предпринять такие действия, в том числе через своих агентов и операторов, которым они дали специальные полномочия на осуществление таких действий от их имени.
3. a) Другие Стороны, которые хотят предпринять ответные действия при возникновении чрезвычайной экологической ситуации в соответствии с пунктом 2 выше, заблаговременно уведомляют о своем намерении Сторону оператора и Секретариат Договора об Антарктике с тем, чтобы Сторона оператора сама предприняла ответные действия, за исключением ситуаций, когда угроза значительного и вредного воздействия на окружающую среду Антарктики носит неотвратимый характер и осуществление незамедлительных ответных действий было бы разумным с учетом всех обстоятельств; в этом случае они в кратчайшие сроки направляют уведомление Стороне оператора и Секретариату Договора об Антарктике.
b) Такие другие Стороны не предпринимают ответных действий при возникновении чрезвычайной экологической ситуации в соответствии с пунктом 2 выше, если только не существует неотвратимой угрозы значительного и вредного воздействия на окружающую среду Антарктики, и осуществление незамедлительных ответных действий было бы разумным с учетом всех обстоятельств, или Сторона оператора в течение разумного периода времени не направила в Секретариат Договора об Антарктике уведомления о том, что она сама предпримет ответные действия, или если эти ответные действия не были предприняты в течение разумного периода времени после направления такого уведомления.
c) В случае если Сторона оператора сама предпринимает ответные действия, но хочет получить содействие другой Стороны или Сторон, Сторона оператора координирует эти ответные действия.
4. Однако, если непонятно, какая Сторона является Стороной оператора (если таковая вообще существует), или оказывается, что таких Сторон может быть больше одной, любая Сторона, предпринимающая ответные действия, прилагает все усилия к тому, чтобы провести необходимые консультации и, по мере возможности, уведомить об этих обстоятельствах Секретариат Договора об Антарктике.
5. Стороны, предпринимающие ответные действия, проводят консультации и координируют свои действия со всеми другими Сторонами, которые предпринимают ответные действия, осуществляют деятельность вблизи района чрезвычайной экологической ситуации или иным образом затронуты этой чрезвычайной экологической ситуацией, и, по мере возможности, учитывают все соответствующие экспертные рекомендации, предоставленные делегациями постоянных наблюдателей на Консультативных совещаниях по Договору об Антарктике, другими организациями или другими компетентными экспертами.
Статья 6
Материальная ответственность
1. Оператор, не предпринявший незамедлительных и эффективных ответных действий в чрезвычайной экологической ситуации, возникшей в результате его деятельности, обязан выплатить стоимость ответных действий тем Сторонам, которые их предприняли на основании пункта 2 статьи 5.
2. a) Если государственный оператор должен был предпринять незамедлительные и эффективные ответные действия, но не предпринял их, и ни одна из Сторон не предприняла никаких ответных действий, этот государственный оператор обязан выплатить стоимость ответных действий, которые следовало предпринять, в фонд, упомянутый в статье 12.
b) Если негосударственный оператор должен был предпринять незамедлительные и эффективные ответные действия, но не предпринял их, и ни одна из Сторон не предприняла никаких ответных действий, этот негосударственный оператор обязан выплатить сумму средств, отражающую, в максимально возможной степени, стоимость ответных действий, которые следовало предпринять. Эти средства выплачиваются непосредственно в фонд, упомянутый в статье 12, Стороне этого оператора, или Стороне, применяющей механизм, упомянутый в пункте 3 статьи 7. Сторона, получившая такие средства, должна сделать все возможное, чтобы перечислить взнос в фонд, упомянутый в статье 12, в размере, равном, как минимум, сумме средств, полученных от оператора.

................
Перейти до повного тексту