- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Конвенція
Конвенция
о мирном решении международных столкновений
(Гаага, 18 октября 1907 года) |
(Так как Конвенция открыта для подписания до 30 июня 1908 года*, то подписавшие державы и их уполномоченные будут записаны в указанный срок согласно нижеследующему, принятому для Заключительного акта порядку:
------------------
* Окончательной редакции вступления к Конвенции, заключающей перечень держав и уполномоченных, в момент печатания настоящего сборника Императорским Правительством еще не получено.
Германия, Американские Соединенные Штаты, Аргентинская Республика, Австро-Венгрия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Колумбия, Республика Кубы, Дания, Доминиканская Республика, Республика Экуадора, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Гватемала, Республика Гаити, Италия, Япония, Люксембург, Мексика, Черногория, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Нидерланды, Перу, Персия, Португалия, Румыния, Россия, Сальвадор, Сербия, Сиам, Швеция, Швейцария, Турция, Уругвай, Венесуэльские Соединенные Штаты).
Преисполненные твердою волею содействовать сохранению всеобщего мира;
положив способствовать всеми силами мирному решению международных столкновений;
признавая солидарность, связующую между собою цивилизованные народы в их совокупности;
желая расширить область действия права и укрепить чувство международной справедливости;
будучи убеждены, что учреждение среди независимых государств постоянного, всем доступного третейского суда может служить действительным средством для достижения этой цели;
сознавая преимущества единообразной и правильной организации третейского судопроизводства;
присоединяясь к мысли Августейшего Монарха, по почину которого созвана была Международная конференция мира, о том, что необходимо закрепить международным соглашением начала права и справедливости, на коих зиждется безопасность государств и преуспеяние народов;
желая, с этой целью, лучше обеспечить практическое действие следственных комиссий и третейских судов и облегчить обращение к третейскому разбирательству, когда дело идет о спорах, могущих подлежать сокращенному производству;
признали необходимым пересмотреть по некоторым пунктам и восполнить труд Первой конференции мира, посвященный мирному решению международных столкновений;
Высокие Договаривающиеся Стороны решили заключить для сего новую конвенцию и назначили своими уполномоченными:
(перечень уполномоченных).
Каковые, по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:
Раздел I. О сохранении всеобщего мира
Статья 1
С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, Договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий.
Раздел II. О добрых услугах и посредничестве
Статья 2
Договаривающиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав.
Статья 3
Независимо от этого обращения, Договаривающиеся державы признают полезным и желательным, чтобы одна или несколько держав, непричастных столкновению, по собственному почину предлагают находящимся в споре государствам, насколько позволят обстоятельства, свои добрые услуги или посредничество.
Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным столкновению державам даже во время военных действий.
Применение этого права отнюдь не может быть почитаемо тою или другою из спорящих Сторон за действие недружелюбное.
Статья 4
Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре.
Статья 5
Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих Сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты.
Статья 6
Добрые услуги и посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих Сторон или по почину непричастных столкновению держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными.
Статья 7
Принятие посредничества, при отсутствии иного соглашения, не может иметь последствием приостановку, замедление или задержание мобилизации и прочих приготовительных к войне мер.
Если посредничество последует по открытии военных действий, то оно, при отсутствии иного соглашения, не приостанавливает текущих военных операций.
Статья 8
Договаривающиеся державы единодушно советуют в тех случаях, когда позволят обстоятельства, применять следующий особый способ посредничества.
В случае важного несогласия, представляющего опасность для мира, находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу, которой они поручают войти в непосредственные сношения с державой, избранною другою Стороною, с целью предупредить нарушение мирных отношений.
Пока длится это поручение, срок коего, если не будет постановлено иначе, не может превышать тридцати дней, находящиеся в споре государства прекращают всякие непосредственные между собою сношения по предмету спора, каковой считается переданным исключительно на обсуждение держав-посредниц. Последние должны приложить все свои старания к решению несогласия.
В случае действительного нарушения мирных сношений, на этих державах продолжает лежать общая для них обязанность пользоваться всяким случаем для восстановления мира.
Раздел III. О Международных следственных комиссиях
Статья 9
В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов, и проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела, Договаривающиеся державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров, выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования.
Статья 10
Международные следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими Сторонами.
Соглашение о следствии точно определяет подлежащие расследованию факты; оно устанавливает порядок и срок образования комиссии и объем полномочий комиссаров.
Оно равным образом определяет, если надо, место пребывания комиссии и ее право перемещаться, язык, которым комиссия будет пользоваться, и языки, прибегать к которым будет перед нею дозволено, а также срок, в который каждая Сторона должна будет представить свое изложение фактов, и вообще все условия, о которых Стороны согласились.
Если Стороны признают необходимым назначить ассесоров, соглашение о следствии определяет порядок их назначения и объем их полномочий.
Статья 11
Если соглашением о следствии не назначено место пребывания комиссии, последняя пребывает в Гааге.
Место пребывания, раз назначенное, не может быть изменено комиссией иначе, как с согласия Сторон.
Если соглашением о следствии не указано, каким языком надлежит пользоваться, то это решается комиссией.
Статья 12
Международные следственные комиссии образуются, при отсутствии иного о сем условии, порядком, определенным статьями 45 и 57 настоящей Конвенции.
Статья 13
В случае смерти, отставки или отсутствия, по какой бы то ни было причине, одного из комиссаров или, соответственно, одного из ассесоров, замещение его производится порядком, установленным для его назначения.
Статья 14
Стороны имеют право назначить при следственной комиссии особых агентов, с поручением представлять их и служить посредникам между ними и комиссией.
Стороны, кроме того, могут поручать назначенным или советникам или адвокатам излагать и поддерживать их интересы перед комиссией.
Статья 15
Международное бюро Постоянной палаты третейского суда служит канцелярией для следственных комиссий, заседающих в Гааге, и предоставляет свое помещение и свои услуги в распоряжение Договаривающихся держав для действия следственной комиссии.
Статья 16
Если комиссия заседает не в Гааге, она назначает Генерального секретаря, Бюро коего служит ей канцелярией.
Канцелярии поручается, под руководством Председателя, внешнее устройство заседаний комиссии, составление протоколов и, во время следствия, сохранение архива, который потом передается Международному бюро в Гааге.
Статья 17
Дабы облегчить образование и действие следственных комиссий Договаривающиеся державы предлагают нижеследующие правила, которые будут применяться к следственному производству, поскольку Стороны не примут других правил.
Статья 18
Комиссия устанавливает подробности производства, не предусмотренные особым соглашением о следствии или настоящей Конвенцией, и производит все формальности, сопряженные с представлением доказательств.
Статья 19
Следствие производится состязательным порядком.
В указанные сроки каждая Сторона сообщает комиссии и другой Стороне, если надо, изложение фактов и, во всяком случае, акты, бумаги и документы, кои она признает полезными для раскрытия истины, а равно список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать.
Статья 20
Комиссия имеет право, с согласия Сторон, временно перенести свои заседания на места, если она считает полезным обратиться к этому средству осведомления, или отправить туда одного или нескольких из своих членов. Разрешение государства, на территории коего должно состояться такое расследование, должно быть испрошено.
Статья 21
Всякое удостоверение фактических обстоятельств и всякий осмотр местности должны совершаться в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении.
Статья 22
Комиссия имеет право просить у каждой из Сторон тех объяснений или сведений, кои она признает полезными.
Статья 23
Стороны обязываются предоставить следственной комиссии в самой широкой мере, признаваемой ими возможной, все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов.
Они обязуются воспользоваться всеми средствами, которые находятся в их распоряжении согласно их внутреннему законодательству, чтобы обеспечить явку свидетелей или экспертов, находящихся на их территории и вызываемых в комиссию.
Если последние не могут явиться в комиссию, то Стороны озабочиваются допросом их перед своими подлежащими властями.
Статья 24
Для всех оповещений, кои комиссия должна была бы сделать на территории третьей Договорившейся державы, комиссия непосредственно обращается к правительству этой державы. Тот же порядок применяется, если надо установить на местах какое-либо доказательство.
Требования, обращенные с этою целью, исполняются средствами, коими запрошенная держава располагает согласно ее внутреннему законодательству. В них может быть отказано лишь в том случае, если эта держава считает их способными нарушить ее верховенство или ее безопасность.
Комиссия равным образом будет всегда иметь право обращаться к посредству державы, на территории которой она заседает.
Статья 25
Свидетели и эксперты вызываются или по просьбе Сторон, или самой комиссией, и во всяком случае чрез посредство правительства державы, на территории коей они находятся.
Свидетели выслушиваются поочередно и отдельно, в присутствии агентов и советников и в порядке, который устанавливается комиссией.
Статья 26
Допросом свидетелей руководит председатель.
Члены комиссии могут, тем не менее, ставить каждому свидетелю вопросы, которые они считают полезными для пояснения или дополнения его показания или для осведомления о всем, касающемся свидетеля в границах, необходимых для установления истины.
Агенты и советники Сторон не могут прерывать свидетеля во время его показания, ни непосредственно к нему обращаться, но могут просить Председателя поставить свидетелю дополнительные вопросы, которые они находят полезными.
Статья 27
Свидетелю, при даче показаний, не разрешается читать никакого писанного проекта. Однако ему может быть позволено председателем прибегать к помощи заметок и документов, если свойство передаваемых фактов делает необходимым пользование ими.
Статья 28
Протокол показания свидетеля составляется в том же заседании и прочитывается свидетелю. Свидетель может внести в него любые изменения и дополнения, кои и отмечаются в конце его показания.
После того, как свидетелю прочтено все его показание, ему предлагается его подписать.
Статья 29
Агенты имеют право в течение или в конце следствия передавать комиссии и другой Стороне такие заявления, представления или сводки фактов, которые они считают полезными для раскрытия истины.
Статья 30
Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными.
Всякое решение постановляется по большинству голосов членов комиссии.
Отказ кого-либо из членов от участия в голосовании подлежит занесению в протокол.
Статья 31
Заседания Комиссии могут быть открыты, а протоколы и документы следствия обнародованы лишь по решению комиссии, принятому с согласия Сторон.
Статья 32
После того, как Стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели были выслушаны, председатель объявляет следствие законченным, и комиссия приостанавливает заседания, дабы обсудить и составить свой доклад.
Статья 33
Доклад подписывается всеми членами комиссии.
Если один из членов отказывается подписать, то это отмечается; доклад тем не менее остается в силе.
Статья 34
Доклад комиссии читается в открытом заседании в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении.
Экземпляр доклада вручается каждой Стороне.
Статья 35
Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.
Статья 36
Стороны несут каждая свои собственные издержки и поровну издержки комиссии.
Раздел IV. О Международном третейском суде
Глава I
О третейском разбирательстве
Статья 37
Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву.
Обращение к третейскому суду влечет за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению.
Статья 38
В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путем.
Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суду, поскольку то позволят обстоятельства.
Статья 39
Соглашение о третейском суде заключается для решения споров уже возникших или могущих представиться в будущем.
Оно может относиться ко всякому спору или только к спорам определенного рода.
Статья 40
Независимо от общих или частных договоров, установляющих ныне обязанность для Договорившихся держав обращаться к третейскому суду, эти державы, сохраняют за собою право заключать новые соглашения, общие или частные, с целью распространения обязательного третейского суда на все те дела, которые они признают возможным ему подчинить.
Глава II
О Постоянной палате третейского суда
Статья 41
Договаривающиеся державы, желая облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем обязываются сохранить в том виде, как она была учреждена Первой конференцией мира, Постоянную палату третейского суда, доступную во всякое время и действующую, при отсутствии иного о сем условия, сообразно порядку производства, изложенному в настоящей Конвенции.
Статья 42
Постоянная палата третейского суда компетентна для всех случаев третейского разбирательства, если только Сторонами не будет заключено соглашения об установлении особого суда.
Статья 43
Постоянная палата имеет свое местопребывание в Гааге.
Международное бюро служит канцелярией Палаты; это Бюро является посредником для сообщений, касающихся созвания Палаты; на него возлагается хранение архива и заведывание всею распорядительною частью.
Договаривающиеся державы обязываются сообщать Бюро при первой возможности засвидетельствованную копию с каждого заключенного между ними соглашения о третейском суде и со всякого касающегося их третейского приговора, постановленного особыми третейскими судами.
Они обязываются также сообщать Бюро законы, распоряжения и документы, удостоверяющие в соответствующих случаях исполнение постановленных Палатою решений.
Статья 44
Каждая Договаривающаяся держава назначает не более четырех лиц, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи.
Лица, таким образом, назначенные, вносятся, в качестве членов Постоянной палаты, в особый список, который сообщается всем Договаривающимся державам чрез посредство Бюро.
Всякое изменение в списке третейских судей доводится чрез Бюро до сведения Договаривающихся держав.
Две или несколько держав могут войти в соглашение о назначении сообща одного или нескольких членов.
Одно и то же лицо может быть назначено разными державами.
Члены Палаты назначаются на шестилетний срок. Полномочие их может быть возобновляемо.
В случае смерти или выхода в отставку члена Палаты, замещение его производится тем же порядком, как и его назначение, и на новый шестилетний период.
Статья 45
Когда Договаривающиеся державы пожелают обратиться к Постоянной палате третейского суда для решения возникшего между ними несогласия, то выбор третейских судей, призванных образовать надлежащий суд для разрешения этого спора, должен быть сделан из общего списка членов Палаты.
В случае, если третейский суд не будет образован по соглашению Сторон, то таковой будет составлен следующим образом:
Каждая Сторона назначает двух судей, из коих только один может быть ее подлинным или выбранным из лиц, назначенных ею членами Постоянной палаты. Эти судьи сообща выбирают старшего судью.
В случае разделения голосов, выбор старшего судьи вверяется третьей державе, избранной Сторонами с общего их согласия.
Если по этому предмету не будет достигнуто соглашения, то каждая Сторона избирает отдельно державу, и выбор старшего судьи производится по соглашению между избранными таким образом державами.
Если в течение двух месяцев эти две державы не могли придти к соглашению, каждая из них представляет двух кандидатов, взятых из списка членов Постоянной палаты, но не из членов, назначенных спорящими Сторонами и не принадлежащих к подданным ни одной из них. Жребий определяет, который из кандидатов, представленных таким образом, будет старшим судьей.
Статья 46
................Перейти до повного тексту