1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Типовий закон


Типовой закон ЮНСИТРАЛ
о трансграничной несостоятельности
(Комиссия ООН по праву международной торговли, Вена, 30 мая 1997 года)
( Дополнительно см. Документот 25.05.2007 )
Преамбула
Цель настоящего Закона заключается в установлении эффективных механизмов урегулирования дел о трансграничной несостоятельности в целях:
a) сотрудничества между судами и другими компетентными органами настоящего государства и иностранных государств, которые участвуют в делах о трансграничной несостоятельности;
b) большей юридической определенности для торговли и инвестиционной деятельности;
c) справедливого и эффективного урегулирования случаев трансграничной несостоятельности при обеспечении защиты интересов всех кредиторов и других заинтересованных лиц, включая должника;
d) защиты и максимального повышения стоимости активов должника;
e) содействия сохранению находящихся в тяжелом финансовом положении предприятий в целях защиты инвестиций и сохранения рабочих мест.
Глава I. Общие положения
Статья 1
Сфера применения
1) Настоящий Закон применяется в случаях, когда:
a) в настоящем государстве иностранным судом или иностранным представителем запрашивается содействие в связи с иностранным производством; или
b) в иностранном государстве запрашивается содействие в связи с производством на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности); или
c) иностранное производство и производство на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности) в отношении одного и того же должника осуществляются параллельно; или
d) кредиторы или другие заинтересованные лица в иностранном государстве заинтересованы в подаче просьбы о возбуждении производства в настоящем государстве на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности) или в участии в таком производстве.
2) Настоящий Закон не применяется в отношении производства, касающегося (указать любые виды учреждений, таких, как банки или страховые компании, в случае несостоятельности которых в настоящем государстве действует специальный режим и которые настоящее государство желает исключить из сферы применения настоящего Закона).
Статья 2
Определения
Для целей настоящего Закона:
a) "иностранное производство" означает коллективное судебное или административное производство - включая временное производство, - которое проводится в иностранном государстве в соответствии с законодательным актом, касающимся несостоятельности, и в рамках которого активы и деловые операции должника подлежат контролю или надзору со стороны иностранного суда в целях реорганизации или ликвидации;
b) "основное иностранное производство" означает иностранное производство, осуществляемое в государстве, в котором находится центр основных интересов должника;
c) "неосновное иностранное производство" означает иностранное производство, иное, чем основное иностранное производство, осуществляемое в государстве, в котором находится предприятие должника по смыслу подпункта "f" настоящей статьи;
d) "иностранный представитель" означает лицо или учреждение - включая лицо или учреждение, назначенное на временной основе, - которое в рамках иностранного производства уполномочено управлять реорганизацией или ликвидацией активов или деловых операций должника или совершать действия в качестве представителя иностранного производства;
e) "иностранный суд" означает судебный или иной орган, компетентный осуществлять контроль или надзор за иностранным производством;
f) "предприятие" означает любое место операций, в котором должник осуществляет не носящую временного характера экономическую деятельность, охватывающую людей и товары или услуги.
Статья 3
Международные обязательства настоящего государства
Если настоящий Закон вступает в коллизию с обязательством настоящего государства, обусловленным любым договором или каким-либо другим соглашением, стороной которого оно является наряду с еще одним или несколькими государствами, преимущественную силу имеют положения такого договора или соглашения.
Статья 4
(Компетентный суд или орган) <*>
Упомянутые в настоящем Законе функции, касающиеся признания иностранного производства или сотрудничества с иностранными судами, выполняются (указать суд, суды, орган или органы, компетентные выполнять такие функции в государстве, принимающем Типовой закон).
------------
<*> Государства, в которых некоторые функции, связанные с производством по делам о несостоятельности, возлагаются на назначенных правительством должностных лиц или органы, возможно, пожелают включить в статью 4 или в другое место главы I следующее положение:
Ничто в настоящем Законе не затрагивает действующие в настоящем государстве положения, регулирующие полномочия (включить название должности лица или название органа, назначаемого правительством).
Статья 5
Полномочия (включить название должности лица или название органа, управляющего реорганизацией или ликвидацией в соответствии с законом государства, принимающего Типовой закон) на совершение действий в иностранном государстве
(Включить название должности лица или название органа, управляющего реорганизацией или ликвидацией в соответствии с законом государства, принимающего Типовой закон) уполномочивается совершать такие действия в иностранном государстве от имени производства на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности), которые допускаются применимым иностранным правом.
Статья 6
Исключение на основании публичного порядка
Ничто в настоящем Законе не препятствует суду отказать в принятии мер, регулируемых настоящим Законом, если соответствующая мера будет явно противоречить публичному порядку настоящего государства.
Статья 7
Дополнительное содействие на основании других законодательных актов
Ничто в настоящем Законе не ограничивает полномочий суда или (включить название должности лица или название органа, управляющего реорганизацией или ликвидацией в соответствии с законом государства, принимающего Типовой закон) оказывать дополнительное содействие иностранному представителю на основании других законодательных актов настоящего государства.
Статья 8
Толкование
При толковании настоящего Закона следует учитывать его международное происхождение и необходимость содействовать достижению единообразия в его применении и соблюдению добросовестности.
Глава II. Доступ иностранных представителей и кредиторов
к судам в настоящем государстве
Статья 9
Право непосредственного доступа
Иностранный представитель имеет право подавать ходатайства непосредственно суду в настоящем государстве.
Статья 10
Ограниченная юрисдикция
Тот факт, что иностранный представитель подает в какой-либо суд в настоящем государстве ходатайство в соответствии с настоящим Законом, сам по себе не обуславливает подчинение иностранного представителя или иностранных активов и деловых операций должника юрисдикции судов настоящего государства в каких-либо иных, нежели рассмотрение этого ходатайства, целях.
Статья 11
Ходатайство иностранного представителя о возбуждении производства на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности)
Иностранный представитель имеет право подать ходатайство о возбуждении производства на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности), если в иных отношениях соблюдены условия для возбуждения такого производства.
Статья 12
Участие иностранного представителя в производстве на основании (указать законодательные акты принимающего
Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности)
После признания иностранного производства иностранный представитель имеет право принимать участие в производстве, касающемся должника, на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности).
Статья 13
Доступ иностранных кредиторов к производству на основании (указать законодательные акты принимающего
Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности)
1) С учетом пункта 2 настоящей статьи иностранные кредиторы обладают такими же правами в отношении возбуждения производства и участия в производстве на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности), как и кредиторы в настоящем государстве.
2) Пункт 1 настоящей статьи не затрагивает порядка очередности требований в рамках производства на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности), за исключением того, что требования иностранных кредиторов не должны получать более низкого статуса, чем (указать категорию обычных непривилегированных требований, предусмотрев, что иностранное требование должно получить более низкий статус, чем обычные непривилегированные требования, если равнозначное местное требование (например, требование о взыскании неустойки или требование отложенного платежа) имеет более низкий статус, чем обычные непривилегированные требования) <*>.
-----------
<*> Принимающее Типовой закон государство, возможно, пожелает рассмотреть следующую альтернативную формулировку для замены статьи 13 (2):
2) Пункт 1 настоящей статьи не затрагивает порядка очередности требований в рамках производства на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности) или исключения иностранных налоговых требовании и требований по социальному обеспечению в рамках такого производства. Тем не менее требования иностранных кредиторов, иные чем требования, связанные с налоговыми обязательствами и обязательствами по социальному обеспечению, не должны получать более низкого статуса, чем (указать категорию обычных непривилегированных требований, предусмотрев, что иностранное требование должно получить более низкий статус, чем обычные непривилегированные требования, если равнозначное местное требование (например, требование о взыскании неустойки или требование отложенного платежа) имеет более низкий статус, чем обычные непривилегированные требования).
Статья 14
Уведомление иностранных кредиторов о производстве на основании (указать законодательные акты принимающего
Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности)
1) Во всех случаях, когда на основании (указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности) уведомление должно быть направлено кредиторам в настоящем государстве, такое уведомление также направляется известным кредиторам, которые не имеют адреса в настоящем государстве. Суд может вынести постановление о принятии соответствующих мер с целью направления уведомления любым кредиторам, адрес которых пока не известен.
2) Такое уведомление направляется иностранным кредиторам в индивидуальном порядке, если суд не сочтет, что с учетом обстоятельств более целесообразной является какая-либо другая форма уведомления. Передачи судебных поручений или соблюдения иных аналогичных формальностей не требуется.
3) Когда уведомление о возбуждении производства должно быть направлено иностранным кредиторам, в этом уведомлении:
a) указывается разумный срок для представления требований и конкретно указывается место их представления;
b) указывается, требуется ли представление обеспеченных требований обеспеченными кредиторами; и
c) содержится любая другая информация, подлежащая включению в такое уведомление кредиторов в соответствии с законом настоящего государства и приказами суда.
Глава III. Признание иностранного производства
и судебная помощь
Статья 15
Ходатайство о признании иностранного производства и иностранного представителя
1) Иностранный представитель может подать в суд ходатайство о признании иностранного производства, в рамках которого был назначен иностранный представитель.
2) Ходатайство о признании сопровождается:
a) заверенной копией решения о возбуждении иностранного производства и назначении иностранного представителя; или
b) свидетельством от иностранного суда, подтверждающим существование иностранного производства и назначение иностранного представителя; или
c) в отсутствие доказательств, упомянутых в подпунктах "a" и "b", любым другим приемлемым для суда доказательством существования иностранного производства и назначения иностранного представителя.
3) Ходатайство о признании также сопровождается заявлением с указанием всех иностранных производств в отношении должника, о которых известно иностранному представителю.
4) Суд может потребовать обеспечить перевод документов, представленных в обоснование ходатайства о признании, на официальный язык настоящего государства.
Статья 16
Презумпции, касающиеся признания
1) Если в решении или свидетельстве, упомянутом в статье 15 (2), указывается, что иностранное производство является производством по смыслу статьи 2 "a" и что иностранный представитель является лицом или учреждением по смыслу статьи 2 "d", суд имеет право исходить из этой презумпции.
2) Суд имеет право исходить из презумпции, что документы, представленные в обоснование ходатайства о признании, являются подлинными, независимо от того, была ли произведена их легализация.
3) В отсутствие доказательств противного зарегистрированная контора должника, или обычное место жительства в случае физического лица, считается центром основных интересов должника.
Статья 17
Решение о признании иностранного производства
1) С учетом статьи 6 иностранное производство признается, если:
a) иностранное производство является производством по смыслу статьи 2 "a";
b) иностранный представитель, ходатайствующий о признании, является лицом или учреждением по смыслу статьи 2 "d";
c) ходатайство удовлетворяет требованиям статьи 15 (2); и
d) ходатайство было представлено суду, упомянутому в статье 4.
2) Иностранное производство признается:
a) в качестве основного иностранного производства, если оно осуществляется в государстве, в котором находится центр основных интересов должника; или
b) в качестве неосновного иностранного производства, если должник имеет в иностранном государстве предприятие по смыслу статьи 2 "f".
3) Решение по ходатайству о признании иностранного производства принимается в кратчайшие возможные сроки.
4) Положения статей 15, 16, 17 и 18 не препятствуют изменению или прекращению признания, если доказано, что основания для его предоставления полностью или частично отсутствовали или прекратили существовать.

................
Перейти до повного тексту