1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Конвенція


Конвенция
о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна
(Токио, 14 сентября 1963 г.)
( О присоединении к Конвенции с оговорками и заявлением см. Указ Президиума Верховной Рады УССР N 5049-XI от 21.12.87 )
Государства - участники настоящей Конвенции согласились в нижеследующем:
Глава I
Сфера применения Конвенции
Статья 1
1. Настоящая Конвенция будет применяться в отношении:
а) уголовных правонарушений;
b) действий, являющихся или не являющихся правонарушениями,
которые могут поставить под угрозу или угрожают безопасности воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества, или которые угрожают поддержанию порядка и дисциплины на борту.
2. За исключением предусмотренного в главе III, настоящая Конвенция будет применяться в отношении совершенных правонарушений или осуществленных действий лицом, находящимся на борту любого воздушного судна, занесенного в регистр Договаривающегося Государства, во время нахождения такого воздушного судна в полете, или на поверхности воды в открытом море, или на любой другой поверхности вне пределов территории любого государства.
3. В целях настоящей Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя с целью взлета до момента окончания пробега при посадке.
4. Настоящая Конвенция не будет применяться к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.
Статья 2
Без ущерба для положений статьи 4 и за исключением того, когда этого требует безопасность воздушного судна, или лиц, или имущества на борту, никакое положение настоящей Конвенции не будет толковаться как разрешающее или обязывающее к любому действию в отношении уголовных правонарушений политического характера или уголовных правонарушений, основывающихся на расовой или религиозной дискриминации.
Глава II
Юрисдикция
Статья 3
1. Государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении правонарушений и действий, совершенных на борту.
2. Каждое Договаривающееся Государство будет принимать такие меры. какие могут быть необходимы для установления его юрисдикции в качестве государства регистрации в отношении правонарушений. совершенных на борту воздушного судна, занесенного в регистр такого государства.
3. Настоящая Конвенция не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным законодателством.
Статья 4
Договаривающееся Государство, не являющееся государством регистрации, не может чинить препятствий находящемуся в полете воздушному судну с целью осуществления своей уголовной юрисдикции в отношении совершенного на борту правонарушения, за исключением случаев, когда:
а) правонарушение создает последствия на территории такого государства;
b) правонарушение было совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в нем, или в отношении этого лица;
c) правонарушение направлено против безопасности такого государства;
d) правонарушение заключается в нарушении любых законов или правил, относящихся к полету или маневру воздушного судна при вторжении в пределы территории такого государства;
e) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства такого государства по многостороннему международному соглашению.
Глава III
Полномочия командира воздушного судна
Статья 5
1. Положения настоящей главы не будут применяться в отношении правонарушений и действий, совершенных или подготовленных к совершению лицом, находящимся на борту воздушного судна, во время полета в воздушном пространстве государства регистрации, или над открытым морем, или над любым другим районом вне территории любого государства, если последний пункт взлета или следующий пункт вынужденной посадки не расположен на территории иного государства, чем государство регистрации, или если воздушное судно не продолжает полет в воздушном пространстве иного государства, чем государство регистрации, при нахождении при этом на борту такого лица.
2. Не взирая на положения параграфа 3 статьи 1, воздушное судно в целях настоящей главы будет считаться находящимся в полете в любое время с момента, когда все его внешние двери закрыты после погрузки, до момента, когда любая такая дверь будет открыта для выгрузки. В случае вынужденной посадки положения настоящей главы будут продолжать применяться в отношении совершенных на борту правонарушений и действий до тех пор, пока компетентные власти государства не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество на борту.
Статья 6
1. Когда командир воздушного судна имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту судна правонарушение или действие, предусмотренное в параграфе 1 статьи 1, он может применить к такому лицу разумные меры, включая меры пресечения, необходимые для:
а) обеспечения безопасности воздушного судна или находящимся на нем лиц или имущества; или
b) поддержания порядка и дисциплины на борту; или
с) получения возможности передать такое лицо компетентным властям или высадить его в соответствии с положениями настоящей главы.
2. Командир воздушного судна может потребовать или разрешить: другим членам экипажа оказать ему помощь и может просить пассажиров или разрешить им оказать ему помощь, но не требовать от них этого для принуждения в отношении любого лица, которое он обязан принудить. Любой член экипажа или пассажир также может принять разумные превентивные меры без такого разрешения, когда у него есть достаточные основания считать, что такие действия необходимо принять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна или находящихся на нем лиц или имущества.
Статья 7
1. Меры принуждения, принятые в отношении лица в соответствии со статьей 6, будут прекращены после совершения воздушным судном посадки в любом пункте, за исключением случаев, когда:
а) такой пункт находится на территории государства неучастника настоящей Конвенции, а его власти отказываются разрешить высадку указанного лица, или когда эти меры были применены в соответствии с параграфом 1 статьи 6 с целью обеспечения возможности передать его компетентным властям;
b) воздушное судно производит вынужденную посадку, и командир воздушного судна не в состоянии передать это лицо компетентным властям; или
с) такое лицо соглашается на продолжение полета под принуждением.
2. Командир воздушного судна в возможно короткий разумный срок и, по возможности, до посадки на территории государства с находящимся на борту лицом под принуждением, сообщит властям такого государства о факте нахождения на борту лица под принуждением и о причинах такого принуждения.
Статья 8
1. Командир воздушного судна может, поскольку это необходимо в целях подпараграфов а) и b) параграфа 1 статьи 6, высадить на территории любого государства, где приземляется воздушное судно, любое лицо, в отношении которого у него есть достаточные основания полагать, что оно совершило или готовится совершить на борту воздушного судна действие, подпадающее под положения параграфа 1 b)статьи 1.
2. Командир воздушного судна будет докладывать властям государства, где он высаживает любое лицо в соответствии с настоящей статьей, о факте такой высадки и ее причинах.
Статья 9
1. Командир воздушного судна может передать компетентным властям любого Договаривающегося Государства, на территории которого приземляется воздушное судно, любое лицо, в отношении которого у него есть достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна действие, которое, по его мнению, является серьезным правонарушением согласно уголовному праву регистрации воздушного судна.
2. Командир воздушного судна в возможно короткий разумный срок и, по возможности, до посадки на территории Договаривающегося Государства с лицом на борту, которое командир воздушного судна намеревается передать в соответствии с предыдущим параграфом, будет сообщать властям такого государства о своем намерении передать такое лицо и о причине передачи.
3. Командир воздушного судна будет предоставлять властям, которым в соответствии с положениями настоящей статьи передается любой подозреваемый правонарушитель, улики и сведения, которые по закону государства регистрации воздушного судна имеются в его распоряжении на законном основании.
Статья 10
Ни командир воздушного судна, ни любой другой член экипажа, любой пассажир, владелец или эксплуатант воздушного судна или лицо, от имени которого совершается полет, не будет привлекаться к какому-либо процессу по поводу обращения с лицом, против которого были предприняты действия в соответствии с настоящей Конвенцией.
Глава IV
Незаконный захват воздушного судна
Статья 11
1. Когда находящееся на борту лицо незаконно совершает с помощью силы или угрозы силой акт вмешательства, захвата или другого преступного использования управления воздушным судном в полете или когда оно готовится совершить такой акт, Договаривающиеся Государства будут принимать все подходящие меры для возвращения управления воздушным судном его законному командиру или для сохранения управления им воздушным судном.
2. В случаях, подпадающих под положения предыдущего параграфа, Договаривающееся Государство, где приземляется воздушное судно, по возможности в короткий срок даст возможность его пассажирам и экипажу продолжить их поездку и возвратит воздушное судно и его груз лицам, являющимся их законными владельцами.
Глава V
Права и обязанности государств
Статья 12
Любое Договаривающееся Государство даст возможность командиру воздушного судна, занесенного в регистр другого Договаривающегося Государства, высадить любое лицо в соответствии с параграфом 1 статьи 8.

................
Перейти до повного тексту