1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Статут


Устав
Организации ООН по промышленному развитию
(Вена, 8 апреля 1979 года)
Статус Устава см.
----------------
* Текст настоящего Устава был принят Конференцией Организации Объединенных Наций по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию в специализированное учреждение в Вене 8 апреля 1979 г.
Преамбула
Государства-участники настоящего Устава,
в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
принимая во внимание широкие цели, изложенные в резолюциях шестой специальной сессии Генеральной Ассамблеи об установлении нового международного экономического порядка, в Лимской декларации и Плане действий по промышленному развитию и сотрудничеству, принятых на Второй Генеральной конференции ЮНИДО, а также в Резолюции седьмой специальной сессии Генеральной Ассамблеи о развитии и международном экономическом сотрудничестве,
заявляя, что:
необходимо установить справедливый и равноправный экономический и социальный порядок, который должен быть достигнут путем ликвидации экономического неравенства, установления рациональных и равноправных международных экономических отношений, осуществления динамичных социальных и экономических преобразований и стимулирования необходимых структурных преобразований в развитии мировой экономики,
индустриализация является движущей силой роста, необходимой для быстрого экономического и социального развития, в особенности развивающихся стран, для повышения жизненного уровня и качества жизни народов во всех странах и для установления равноправного экономического и социального порядка,
суверенным правом всех стран является достижение ими индустриализации, и любой процесс такой индустриализации должен соответствовать широким целям самостоятельного и интегрированного социально-экономического развития и включать соответствующие изменения, которые обеспечили бы справедливое и эффективное участие всех народов в индустриализации их стран,
поскольку международное сотрудничество в целях развития является общей целью и общей обязанностью всех стран, необходимо содействовать индустриализации путем всех возможных согласованных мер, включая разработку, передачу и адаптацию технологии на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях,
все страны, независимо от их социальных и экономических систем, преисполнены решимости содействовать общему благосостоянию своих народов путем индивидуальных и коллективных действий, направленных на расширение международного экономического сотрудничества на основе суверенного равенства, на укрепление экономической независимости развивающихся стран, обеспечение их справедливой доли в общем мировом промышленном производстве и на внесение вклада в дело международного мира и безопасности и процветания всех государств в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,
памятуя об этих основополагающих принципах,
стремясь учредить в рамках положений главы IX Устава Организации Объединенных Наций специализированное учреждение, которое будет называться Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) (ниже именуемое "Организация") и которое будет играть центральную роль и нести ответственность за проведение обзоров и содействие координации всех видов деятельности системы Организации Объединенных Наций в области промышленного развития в соответствии с ответственностью Экономического и Социального Совета по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующими соглашениями о взаимоотношениях,
настоящим соглашением принять настоящий Устав.
Глава I. Цели и функции
Статья 1
Цели
Основная цель Организации заключается в содействии и ускорении промышленного развития в развивающихся странах с целью оказания помощи в установлении нового международного экономического порядка. Организация также содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях.
Статья 2
Функции
В достижение своих изложенных выше целей Организация в целом предпринимает все необходимые действия и в частности:
a) поощряет и расширяет при необходимости помощь развивающимся странам в деле развития и ускорения их индустриализации, в частности, в развитии, расширении и модернизации их отраслей промышленности;
b) в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций выступает с инициативой, координирует и следит за деятельностью системы Организации Объединенных Наций с целью обеспечения для Организации возможности играть центральную координирующую роль в области промышленного развития;
c) создает новые и разрабатывает существующие концепции и подходы к промышленному развитию на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях и проводит исследования и делает обзоры с целью разработки новых направлений деятельности, ориентированных на гармоничное и сбалансированное промышленное развитие должным учетом методов, используемых странами с различными социально-экономическими системами для решения проблем индустриализации;
d) содействует и поощряет развитие и использование методов планирования и оказывает помощь в разработке программ развития, научно-технических программ и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах;
e) оказывает поддержку и помощь в развитии комплексного и междисциплинарного подхода к ускорению индустриализации развивающихся стран;
f) является форумом и выступает в качестве инструмента предоставления услуг развивающимся странам и промышленно развитым странам в области их контактов, консультаций и, по просьбе заинтересованных стран, в области переговоров, направленных на индустриализацию развивающихся стран;
g) оказывает развивающимся странам помощь в создании и функционировании отраслей промышленности, включая связанные с сельским хозяйством, а также основные отрасли промышленности, с тем чтобы достичь полного использования имеющихся местных природных и людских ресурсов и производства товаров для внутреннего и внешнего рынков, а также содействовать самостоятельности этих стран;
h) служит центром обмена промышленной информацией и, соответственно, собирает и проверяет на выборочной основе, анализирует и разрабатывает в целях распространения информацию по всем аспектам промышленного развития на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях, включая обмен опытом и техническими достижениями промышленно развитых и развивающихся стран с различными социально-экономическими системами;
i) уделяет особое внимание принятию специальных мер, направленных на оказание помощи наименее развитым, не имеющим выхода к морю, и островным развивающимся странам, а также тем развивающимся странам, которые наиболее серьезно пострадали от экономических кризисов и стихийных бедствий, не упуская из виду интересы других развивающихся стран;
j) содействует, поощряет и оказывает помощь в развитии, выборе, адаптации, передаче и использовании промышленной технологии с уделением должного внимания социально-экономическим условиям и конкретным потребностям той или иной отрасли промышленности, делая особый упор на передачу технологии из промышленно развитых в развивающиеся страны, а также из одних развивающихся стран в другие;
k) организует и оказывает поддержку программам подготовки кадров в области промышленности, направленным на оказание помощи развивающимся странам в подготовке технических и других соответствующих категорий кадров, необходимых на различных этапах ускорения их промышленного развития;
l) предоставляет консультации и оказывает помощь в тесном сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями и Международным агентством по атомной энергии развивающимся странам в области использования, сохранения и местной переработки их природных ресурсов в целях дальнейшего развития индустриализации развивающихся стран;
m) предоставляет опытные и демонстрационные установки в целях ускорения индустриализации в конкретных секторах;
n) разрабатывает специальные меры, направленные на развитие сотрудничества в области промышленности между развивающимися странами и между развитыми и развивающимися странами;
o) оказывает в сотрудничестве с другими соответствующими органами помощь в региональном планировании промышленного развития развивающихся стран в рамках региональных и субрегиональных объединений среди этих стран;
p) поощряет и оказывает содействие созданию и укреплению промышленных, деловых и профессиональных ассоциаций, а также аналогичных организаций, которые могут внести вклад в дело полного использования внутренних ресурсов развивающихся стран с целью развития отраслей их национальной промышленности;
q) оказывает помощь в создании и функционировании учрежденческой инфраструктуры для предоставления правовых и консультационных услуг, а также услуг в области разработок для промышленности;
r) оказывает помощь по просьбам правительств развивающихся стран в получении финансовых средств из внешних источников для отдельных промышленных проектов на справедливых, равных и взаимоприемлемых условиях.
Глава II. Членство в Организации
Статья 3
Члены
Прием в члены Организации открыт для всех государств, разделяющих цели и принципы Организации:
a) государств-членов Организации Объединенных Наций или какого-либо специализированного учреждения или Международного агентства по атомной энергии, которые могут стать членами Организации, став участниками настоящего Устава в соответствии со статьей 24 и пунктом 2 статьи 25;
b) других государств, не упомянутых в подпункте "a", которые могут стать членами Организации, став участниками настоящего Устава в соответствии с пунктом 3 статьи 24 и подпунктом 2 "c" статьи 25, после того, как их прием в члены будет одобрен Конференцией большинством в две трети голосов членов, присутствующих и участвующих в голосовании, по рекомендации Совета.
Статья 4
Наблюдатели
1. Статус наблюдателя при Организации предоставляется по просьбе тех, кто имеет такой статус на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, если Конференция не примет иного решения.
2. Без ущерба для пункта 1 Конференция имеет полномочия приглашать других наблюдателей участвовать в работе Организации.
3. Наблюдателям разрешается участвовать в работе Организации согласно соответствующим правилам процедуры и положениям настоящего Устава.
Статья 5
Приостановление права
1. Любой член Организации, который временно лишен своих прав и привилегий, связанных с членством в Организации Объединенных Наций, автоматически временно лишается прав и привилегий, связанных с членством в Организации.
2. Любой член, имеющий задолженность по выплате своих взносов в Организацию, не может участвовать в голосовании в Организации, если сумма его задолженности равна или превышает сумму обязательных взносов, причитающихся с него за два предыдущих финансовых года. Любой орган, тем не менее, может позволить такому члену участвовать в голосовании в этом органе, если он признает, что неуплата произошла по не зависящим от данного члена обстоятельствам.
Статья 6
Выход из Организации
1. Член может выйти из Организации, вручив депозитарию документ о денонсации настоящего Устава.
2. Такой выход из Организации вступает в силу в последний день финансового года, следующего за годом, в котором был вручен такой документ.
3. Взносы, которые должны выплачиваться выходящим из Организации членом за финансовый год, следующий за годом, в котором был вручен такой документ, представляют собой такие же обязательные взносы, как и за финансовый год, в течение которого было сделано вручение такого документа. Выходящий из Организации член, кроме того, выполняет любые не оговоренные условиями обещания, которые были даны им до вручения документа.
Глава III. Органы
Статья 7
Главные и вспомогательные органы
1. Главными органами Организации являются:
a) Генеральная конференция (именуемая "Конференцией");
b) Совет по промышленному развитию (именуемый "Советом");
c) Секретариат.
2. Учреждается Комитет по программным и бюджетным вопросам для оказания помощи Совету в подготовке и изучении программы работы, регулярного бюджета и оперативного бюджета Организации и других финансовых вопросов, касающихся Организации.
3. Другие вспомогательные органы, включая технические комитеты, могут создаваться Конференцией или Советом, который будет уделять должное внимание принципу справедливого географического представительства.
Статья 8
Генеральная конференция
1. Конференция состоит из представителей всех членов Организации.
2. a) Конференция собирается на очередную сессию каждые два года, если она не примет иного решения. Специальные сессии созываются Генеральным директором по просьбе Совета или большинства всех членов.
b) Очередные сессии проводятся в месте пребывания Организации, если Конференция не примет иного решения. Совет определяет место, где должна проводиться специальная сессия.
3. В дополнение к осуществлению других функций, оговоренных в настоящие Уставе, Конференция:
a) определяет руководящие принципы и политику Организации;
b) рассматривает доклады Совета, Генерального директора и вспомогательных органов Конференции;
c) одобряет программу работы, регулярный бюджет и оперативный бюджет Организации в соответствии со статьей 14, устанавливает шкалу обязательных взносов в соответствии со статьей 15, одобряет финансовые положения Организации и следит за эффективным использованием финансовых ресурсов Организации;
d) имеет полномочия утверждать большинством в две трети голосов членов, присутствующих и участвующих в голосовании, конвенции или соглашения по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации, и делать рекомендации членам в отношении этих конвенций или соглашений;
e) делает рекомендации членам и международным организациям по вопросам, входящим в компетенцию Организации;
f) принимает любые другие надлежащие меры, позволяющие Организации достичь своих целей и выполнять свои функции.
4. Конференция может передать Совету также свои полномочия и функции, какие она может счесть желательными, за исключением полномочий и функций, упоминаемых в подпункте "b" статьи 3; в статье 4; в подпунктах 3 "a", "b", "c" и "d" статьи 8; пункте 1 статьи 9; в пункте 1 статьи 10; в пункте 2 статьи 11; в пунктах 4 и 6 статьи 14; в статье 15; в статье 18; в подпунктах 2 "b" и 3 "b" статьи 23; в Приложении I.
5. Конференция утверждает свои собственные правила процедуры.
6. Каждый член имеет один голос на Конференции. Решения принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов, если не имеется иного положения в настоящем Уставе или в правилах процедуры Конференции.
Статья 9
Совет по промышленному развитию
1. Совет состоит из 53 членов Организации, избираемых Конференцией, которая должным образом учитывает принцип справедливого географического распределения. При выборах членов Совета Конференция соблюдает следующее распределение мест: 33 члена Совета избираются из числа государств, перечисленных в частях A и C, 15 - из числа государств, перечисленных в части B, и 5 - из числа государств, перечисленных в части D Приложения I к настоящему Уставу.
2. Члены Совета занимают должность со времени закрытия очередной сессии Конференции, на которой они были избраны, до закрытия очередной сессии Конференции по прошествии четырех лет, за исключением того, что члены, избранные на первой сессии, занимают должность со времени такого избрания, а половина занимает должность лишь до закрытия очередной сессии по прошествии двух лет. Члены Совета могут быть избраны вновь.
3. a) Совет проводит по меньшей мере одну очередную сессию каждый год и собирается в такое время, которое он может установить. Специальные сессии созываются Генеральным директором по требованию большинства всех членов Совета.
b) Сессии проводятся в месте пребывания Организации, если Совет не примет иного решения.
4. Наряду с выполнением других функций, оговоренных в настоящем Уставе или переданных ему Конференцией, Совет:
a) действуя по уполномочию Конференции, проводит обзор выполнения одобренной программы работы и соответствующего регулярного бюджета и оперативного бюджета, а также других решений Конференции;
b) рекомендует Конференции шкалу обязательных взносов для расходов по регулярному бюджету;
c) докладывает Конференции на каждой ее очередной сессии о деятельности Совета;
d) просит членов представлять информацию об их деятельности, касающейся работы Организации;
e) в соответствии с решениями Конференции и учитывая обстоятельства, возникающие в период между сессиями Совета или Конференции, уполномочивает Генерального директора принимать такие меры, которые Совет сочтет необходимым принять в отношении непредвиденных событий, учитывая должным образом функции и финансовые ресурсы Организации;
f) в том случае, если должность Генерального директора становится вакантной в период между сессиями Конференции, назначает Исполняющего обязанности Генерального директора, который находится на этой должности до следующей очередной или специальной сессии Конференции;
g) готовит предварительную повестку дня Конференции;
h) выполняет такие другие функции, которые могут потребоваться для осуществления целей Организации, с учетом ограничений, сформулированных в настоящем Уставе.
5. Совет утверждает свои собственные правила процедуры.
6. Каждый член Совета имеет один голос. Решения принимаются большинством членов присутствующих и участвующих в голосовании, если не оговорено иначе в настоящем Уставе или в правилах процедуры Совета.
7. Совет приглашает любого члена, не представленного в Совете, участвовать без права голоса в его прениях по любому вопросу, представляющему конкретный интерес для этого члена.
Статья 10
Комитет по программным и бюджетным вопросам
1. Комитет по программным и бюджетным вопросам состоит из 27 членов Организации, избираемых Конференцией, которая должным образом учитывает принцип справедливого географического распределения. При выборах членов Комитета Конференция соблюдает следующее распределение мест: 15 членов Комитета избираются от государств, перечисленных в частях A и C, 9 - от государств, перечисленных в части B, и 3 - от государств, перечисленных в части D Приложения I к настоящему Уставу. При назначении своих представителей для работы в составе Комитета государства должны учитывать их личные качества и опыт.
2. Члены Комитета занимают должность с момента закрытия очередной сессии Конференции, на которой они были избраны, до закрытия очередной сессии Конференции по прошествии двух лет. Члены Комитета могут быть избраны вновь.
3. a) Комитет проводит по меньшей мере одну сессию каждый год. Дополнительные сессии Комитета созываются Генеральным директором по просьбе Совета или Комитета.
b) Сессии проводятся в месте пребывания Организации, если Совет не примет иного решения.
4. Комитет:
а) выполняет функции, возложенные на него в статье 14;
b) готовит проект шкалы обязательных взносов на покрытие расходов по регулярному бюджету для представления Совету;
c) выполняет такие другие функции в отношении финансовых вопросов, которые могут быть возложены на него Конференцией или Советом;
d) докладывает Совету на каждой очередной сессии о всей деятельности Комитета и по собственной инициативе дает советы или представляет предложения Совету по финансовым вопросам.
5. Комитет утверждает свои собственные правила процедуры.
6. Каждый член Комитета имеет один голос. Решения принимаются большинством в две трети голосов членов, присутствующих и участвующих в голосовании.
Статья 11
Секретариат
1. Секретариат состоит из Генерального директора, а также такого числа заместителей Генерального директора и других сотрудников, которое может потребоваться Организации.
2. Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Совета на четырехлетний период. Он может быть вновь назначен на следующий четырехлетний период, после чего он не имеет права на дальнейшее назначение.
3. Генеральный директор является главным административным должностным лицом Организации. В соответствии с общими или отдельными указаниями Конференции или Совета на Генерального директора возлагаются полная ответственность и полномочия по руководству работой Организации. Генеральный директор, подчиняясь Совету и находясь под его контролем, отвечает за назначение, организацию и работу персонала.
4. При исполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или какой-либо власти, посторонней для Организации. Они воздерживаются от любых действий, которые могли бы повлиять на их положение как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Каждый член берет на себя обязательство уважать исключительно международный характер обязанностей Генерального директора и персонала и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.
5. Персонал назначается Генеральным директором в соответствии с положениями, которые устанавливаются Конференцией по рекомендации Совета. Назначения на уровне заместителей Генерального директора подлежат одобрению Советом. Условия службы персонала соответствуют, по мере возможности, условиям службы персонала общей системы Организации Объединенных Наций. Самым важным соображением при наборе персонала и при определении условий службы является необходимость обеспечения самого высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Должное внимание уделяется важности набора персонала на широкой и справедливой географической основе.

................
Перейти до повного тексту