1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Регламент


Арбитражный регламент Международной торговой палаты
Предварительные положения
Статья 1
Международный арбитражный суд
1. Международный арбитражный суд ("Суд") Международной Торговой Палаты ("МТП") является арбитражным органом при МТП. Устав Суда приводится в Приложении I. Члены Суда назначаются Советом МТП. Задачей Суда является разрешение путем арбитража споров, имеющих международный характер и возникающих в сфере делового оборота, в соответствии с Арбитражным Регламентом ("Регламент") Международной Торговой Палаты. Вместе с тем в соответствии с Регламентом Суд разрешает также споры, возникающие в сфере делового оборота, которые не имеют международного характера при условии, что имеется арбитражное соглашение, предоставляющее ему соответствующую компетенцию.
2. Суд сам не разрешает споры. Его задачей является обеспечение применения настоящего Регламента. Он принимает свой Внутренний Регламент (Приложение II).
3. Председатель Суда или в отсутствие Председателя или по его просьбе один из заместителей Председателя уполномочены принимать срочные решения от имени Суда, при условии, что любое такое решение должно быть доложено Суду на его очередной сессии.
4. В порядке, установленном в его Внутреннем Регламенте, Суд может уполномочить один или несколько комитетов из состава своих членов принимать определенные решения при условии, что любое такое решение должно быть доложено Суду на очередной сессии.
5. Секретариат Суда ("Секретариат") под руководством Генерального секретаря ("Генеральный секретарь") располагается в штаб-квартире МТП.
Статья 2 Определения
Для целей настоящего Регламента:
(i) "Состав арбитража" означает один или несколько арбитров.
(ii) "Истец" означает один или несколько истцов, а "Ответчик" означает один или несколько ответчиков.
(iii) "Решение" означает, inter alia, промежуточное, частичное или окончательное решение.
Статья 3 Письменные уведомления или сообщения; сроки
1. Все процессуальные документы и другие письменные сообщения, предъявляемые любой стороной, а также все прилагаемые документы должны быть представлены в достаточном количестве экземпляров с тем, чтобы было предусмотрено по одному экземпляру для каждой стороны, каждого арбитра и для Секретариата. Копия любого сообщения, направляемая составом арбитража сторонам, должна посылаться и в Секретариат.
2. Все уведомления или сообщения Секретариата и состава арбитража направляются по последнему адресу стороны или ее представителю, которой они предназначаются, как это сообщено либо стороной, о которой идет речь, либо другой стороной. Уведомление или сообщение может быть осуществлено путем вручения под расписку, направления заказного письма, курьерского письма, факсимильной передачи, телекса, телеграммы или любым иным способом связи, подтверждающим факт отправки.
3. Уведомление или сообщение считаются предъявленными в день, когда они получены стороной или ее представителем, или когда должны были быть получены, если они были направлены в соответствии с предыдущим пунктом.
4. Сроки, предусмотренные или установленные настоящим Регламентом, начинают исчисляться со дня, следующего за датой, когда уведомление или сообщение считаются предъявленными в соответствии с предыдущим пунктом. Если день, следующий за такой датой, является праздничным или нерабочим днем в стране, где уведомление или сообщение считаются предъявленными, срок начинает исчисляться в первый последующий рабочий день. Праздничные и нерабочие дни включаются в исчисление сроков. Если последний день соответствующего срока является праздничным или нерабочим днем в стране, где уведомление или сообщение считаются предъявленными, срок истекает в конце первого последующего рабочего дня.
Начало арбитражного разбирательства
Статья 4 Заявление о рассмотрении дела в арбитраже
1. Сторона, желающая обратиться к арбитражу в соответствии с настоящим Регламентом, направляет свое исковое заявление ("Заявление") в Секретариат, который уведомляет истца и ответчика о получении заявления и дате его получения.
2. Дата получения заявления Секретариатом считается для всех целей датой начала арбитражного разбирательства.
3. Исковое заявление должно содержать также следующую информацию о:
а) полное наименование и адрес каждой из сторон;
б) изложение характера и обстоятельств спора, явившихся основанием иска;
в) предмет требования и по возможности размер требуемой суммы или сумм;
г) соответствующие соглашения и в частности, арбитражное соглашение;
д) все соответствующие указания относительно числа арбитров и их выбора в соответствии с положениями статей 8, 9 и 10, а также предусмотренное ими назначение арбитра; и
е) любые замечания, касающиеся места арбитража, норм применимого права и языка арбитражного разбирательства.
4. Истец направляет свое заявление в таком количестве экземпляров, которое требуется в соответствии со статьей 3 (1) и осуществляет уплату аванса на административные расходы, установленного в Приложении III ("Арбитражные расходы и гонорары"), действующем на дату предъявления заявления. В случае, если истец не выполняет любое из этих требований, Секретариат может установить срок для их выполнения; по истечении этого срока дело прекращается, однако истец не лишается при этом права предъявить то же самое заявление снова.
5. Секретариат направляет копию заявления и приложенных к нему документов ответчику для его отзыва, когда располагает достаточным количеством экземпляров заявления и подтверждением уплаты требуемого аванса.
6. В случае, если сторона направляет исковое заявление в связи с правоотношением, являющимся уже предметом арбитражного разбирательства между теми же сторонами в соответствии с настоящим Регламентом, Суд может по просьбе любой из сторон решить объединить требования, содержащиеся в заявлении, с требованиями, являющимися предметом дела, находящегося уже в производстве, при условии, что Акт о полномочиях арбитров еще не был подписан или утвержден Судом. Если же Акт о полномочиях арбитров подписан или утвержден Судом, решение об объединении требований может быть принято только при условии соблюдения положений статьи 19.
Статья 5 Отзыв на заявление в арбитраж; Встречный иск
1. В течение 30 дней после получения заявления из Секретариата Ответчик направляет отзыв ("Отзыв"), который должен также содержать следующую информацию:
а) полное наименование и адрес ответчика;
б) его объяснения относительно характера и обстоятельств спора, явившихся основанием иска(ов);
в) его отзыв относительно предмета требования;
г) его позицию относительно числа арбитров и их выбора в свете предложений, сделанных Истцом, и в соответствии с положениями статей 8, 9 и 10, а также предусмотренное ими назначение арбитра; и
д) любые замечания, касающиеся места арбитража, норм применимого права и языка арбитражного разбирательства.
2. Секретариат может предоставить Ответчику продление срока для представления Отзыва при условии, что ходатайство о таком продлении содержит объяснения Ответчика относительно числа арбитров и их выбора, и назначение арбитра, когда это требуется в соответствии со статьями 8, 9 и 10. Если Ответчик этого не делает, Суд приступает к производству по делу в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Отзыв направляется в Секретариат в количестве экземпляров, указанных в статье 3 (1).
4. Копия Отзыва и приложенных к нему документов направляются Секретариатом истцу.
5. Встречный иск (иски) Ответчика должен(ы) предъявляться одновременно с Отзывом и должен, в частности, содержать:
а) описание характера и обстоятельств спора, явившихся основанием встречного иска(ов); и
б) заявление о предмете требования, включая по возможности указание требуемой суммы (сумм).
6. Истец представляет ответ на встречный иск в 30-дневный срок с даты получения встречного иска(исков), переданного Секретариатом. Секретариат может предоставить Истцу продление срока для предоставления ответа.
Статья 6 Последствия заключения арбитражного соглашения
1. Если стороны договорились обратиться в арбитраж в соответствии с настоящим Регламентом, они таким образом подчиняются Регламенту, действующему на дату начала арбитражного разбирательства, если только они не договорились подчиниться Регламенту, действующему на дату их арбитражного соглашения.
2. Если Ответчик не направляет Отзыв, как предусмотрено статьей 5, или если одна из сторон выдвигает одно или несколько возражений относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, Суд может, не предрешая вопроса о допустимости или обоснованности возражения или возражений, решить принять дело к арбитражному производству, если prima facie он сочтет возможным существование арбитражного соглашения. В таком случае любое решение относительно компетенции состава арбитража принимается самим составом. Если Суд не приходит к такому заключению, стороны уведомляются о том, что дело не может быть принято к производству. В данном случае стороны сохраняют право обратиться в компетентный суд для решение вопроса о том, связаны они или нет обязательным арбитражным соглашением.
3. Если одна из сторон отказывается или не участвует в арбитражном разбирательстве или любой его стадии арбитражное производство осуществляется, несмотря на такой отказ или отсутствие.
4. Если не согласовано иное, состав арбитража не утрачивает полномочия в связи с утверждением о том, что контракт является недействительным или несуществующим, при условии, что он считает действительным арбитражное соглашение. Состав арбитров продолжает производство по делу с тем, чтобы определить соответствующие права сторон и вынести решение по их искам и требованиям, если даже контракт является несуществующим или недействительным.
Состав арбитража
Статья 7 Общие положения
1. Любой арбитр должен быть и оставаться независимым от спорящих сторон.
2. До своего назначения или утверждения предполагаемый арбитр должен подписать заявление о своей независимости и сообщить в письменном виде в Секретариат любые факты и обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его независимости у любой из сторон. Секретариат направляет эту информацию в письменном виде сторонам и устанавливает срок для возможных замечаний.
3. Арбитр незамедлительно сообщает в письменном виде в Секретариат и сторонам любые факты и обстоятельства такого же порядка, которые могут возникнуть в период арбитражного разбирательства.
4. Решения Суда, касающиеся назначения, утверждения, отвода или замены арбитра, являются окончательными. Мотивы данных решений не сообщаются.
5. Принимая свое назначение, каждый арбитр обязуется выполнять свои функции в соответствии с настоящим Регламентом.
6. Если только стороны не предусмотрели иное, состав арбитража формируется в соответствии с положениями статей 8, 9 и
Статья 8 Число арбитров
1. Споры могут быть разрешены единоличным арбитром или тремя арбитрами.
2. Если стороны не договорились о числе арбитров, Суд назначает единоличного арбитра за исключением случаев, когда Суд считает, что характер спора требует назначения трех арбитров. В таком случае Истец назначает арбитра в 15-дневный срок после получения уведомления о решении Суда, и ответчик назначает арбитра в 15-дневный срок после получения уведомления о назначении арбитра истцом.
3. Если стороны договорились о разрешении спора единоличным арбитром, они могут по взаимному согласию назначить единоличного арбитра для последующего утверждения. Если стороны не назначают единоличного арбитра в течение 30 дней с даты, когда заявление истца в арбитраж было получено другой стороной или в течение дополнительного срока, установленного Секретариатом, единоличный арбитр назначается Судом.
4. Если спор рассматривается тремя арбитрами, каждая сторона в исковом заявлении и в отзыве на него назначает, соответственно, одного арбитра для утверждения. Если какая-либо сторона не назначает арбитра, назначение производится Судом. Третий арбитр, выполняющий функции председателя состава арбитража, назначается Судом, если стороны не договорились об ином порядке такого назначения. В таком случае назначение должно быть утверждено в соответствии со статьей 9. Если такое назначение не происходит по истечении срока, установленного сторонами или Судом, третий арбитр назначается Судом.
Статья 9 Назначение и утверждение арбитров
1. При утверждении или назначении арбитров Суд учитывает гражданство арбитров, их местожительство и другие связи со странами, которым принадлежат стороны или другие арбитры, а также возможности и способности арбитра вести арбитражное разбирательство в соответствии с настоящим Регламентом. Эти же правила будут применяться и в том случае, когда арбитры утверждаются Генеральным секретарем согласно статье 9 (2).
2. Генеральный секретарь может утвердить в качестве арбитров, единоличных арбитров и председателей составов арбитража кандидатуры лиц, назначенных сторонами или назначенных во исполнение их конкретных договоренностей при условии, что они представили заявление о независимости без каких-либо оговорок или сделанные оговорки не вызывают никаких возражений. Такое утверждение доводится до сведения Суда на его ближайшей сессии. Если Генеральный секретарь полагает, что кандидатура арбитра, единоличного арбитра или председателя состава арбитража не должна быть утверждена, он выносит данный вопрос на рассмотрение Суда.
3. Если Суд собирается назначить единоличного арбитра или председателя состава арбитража, он проводит это назначение, сделав предварительный запрос о такой кандидатуре в соответствующем национальном комитете МТП. Если Суд не соглашается с этим предложением, или если вышеуказанный национальный комитет не вносит предложения в течение срока, установленного Судом, Суд может направить ему повторный запрос или запросить другой соответствующий национальный комитет направить ему предложение.
4. Если Суд находит, что обстоятельства требуют этого, он может выбрать единоличного арбитра или председателя состава арбитража из страны, где не был учрежден национальный комитет, если любая из сторон не выскажет своих возражений против этого в течение срока, установленного Судом.
5. Единоличный арбитр или председатель состава арбитража выбираются из страны, к которой не принадлежат стороны. Однако, если обстоятельства это не оправдывают, и если одна из сторон не выскажет своих возражений против этого в течение срока, установленного Судом, единоличный арбитр или председатель состава арбитража могут быть выбраны из страны, к которой принадлежит одна из сторон.
6. Если Суд должен назначить арбитра от имени стороны, которая его не выдвинула, он проводит назначение, сделав предварительно запрос в национальном комитете страны, к которой принадлежит данная сторона. Если Суд не соглашается с этим предложением, или если данный национальный комитет не сообщает своих предложений в течение срока, установленного Судом, или если соответствующая сторона принадлежит к стране, где не был учрежден национальный комитет, Суд свободен в выборе любого лица, которое он считает компетентным. Секретариат сообщает об этом национальному комитету страны (если таковой имеется), гражданином которой является это лицо.
Статья 10 Множественность сторон
1. В случае, если в деле участвует несколько истцов или несколько ответчиков, и спор рассматривается тремя арбитрами, истцы должны совместно назначить арбитра, и ответчики должны совместно назначить арбитра для утверждения в соответствии со статьей 9.
2. В случае отсутствия такого совместного назначения, и когда стороны не могут согласовать порядок формирования состава арбитража, Суд может назначить каждого члена состава арбитража, а одного из них назначит в качестве председателя. В таком случае Суд свободен в выборе любого лица, которое он считает компетентным действовать в качестве арбитра, применяя статью 9, если он сочтет это необходимым.
Статья 11 Отвод арбитров
1. Требование об отводе арбитра, основанное на утверждении о недостаточной независимости или любом другом мотиве оформляется путем передачи в Секретариат письменного заявления с указанием фактов и обстоятельств, на которых основывается это требование.
2. Для того чтобы отвод был принят к рассмотрению, он должен быть направлен любой стороной либо в течение 30 дней по получении этой стороной уведомления о назначении или утверждении арбитра, либо в течение 30 дней с даты, когда сторона, требующая отвода, была извещена о фактах и обстоятельствах, на которых основывается отвод, если это более поздняя дата по сравнению с датой получения такого уведомления.
3. Суд решает вопрос о принятии отвода к рассмотрению и в то же время, если это необходимо, принимает решение по существу отвода после того, как Секретариат предоставил возможность заинтересованному арбитру, другой стороне или сторонам и любым другим членам состава арбитража в течение соответствующего периода времени высказать в письменном виде свои замечания. Эти замечания направляются сторонам и арбитрам.
Статья 12 Замена арбитров
1. Замена арбитра происходит в случае его смерти, в случае принятия Судом заявления арбитра об отставке, в случае принятия Судом его отвода или по просьбе всех сторон.
2. Замена арбитра также происходит по инициативе Суда, если он решает, что ему препятствуют de jure или de facto выполнять свои функции, или он не выполняет свои функции в соответствии с Регламентом или в установленные сроки.
3. Если на основании информации, доведенной до его сведения, Суд полагает возможным применить статью 12(2), он решает данный вопрос после того, как заинтересованный арбитр, стороны и любые другие члены состава арбитража получат возможность высказать в письменном виде свои замечания в течение соответствующего периода времени.
4. В случае замены арбитра Суд решает по своему усмотрению, следует или нет повторять первоначальную процедуру назначения арбитра. После своего преобразования состав арбитража, предложив сторонам высказать свои замечания, решает вопрос о том, подлежит ли и в какой мере предшествующее производство возобновлению.

................
Перейти до повного тексту