1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Договір


Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала
(Вашингтон, 7 сентября 1977 года)
Соединенные Штаты Америки и Республика Панама согласились о следующем:
Статья I
Республика Панама заявляет о том, что Канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным в соответствии с режимом, устанавливаемым в настоящем Договоре. Тот же режим нейтралитета применяется к любому другому международному водному пути, который может быть построен либо частично, либо полностью на территории Республики Панама.
Статья II
Республика Панама объявляет о нейтралитете Канала для обеспечения того, чтобы как в мирное время, так и во времена войны он оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства с тем, чтобы не было дискриминации против любой страны или ее граждан, или подданных в отношении условий или транзитных сборов, или в силу любой другой причины, и с тем, чтобы Канал и, таким образом, Панамский перешеек не являлись объектом репрессалий в любом военном конфликте между другими странами мира. Вышеуказанное оговаривается следующими требованиями:
a) выплатой сборов и других видов платы за транзит и вспомогательное обслуживание при условии, если они устанавливаются в соответствии с положениями статьи III "c";
b) выполнением применимых норм и правил при условии, если такие нормы и правила применяются в соответствии с положениями статьи III;
c) требованием о том, чтобы транзитные суда не совершали враждебных актов, находясь в Канале, и
d) таким другим условиям и ограничениям, которые устанавливаются настоящим Договором.
Статья III
1. Для целей безопасности, эффективности и надлежащего обслуживания Канала применяются следующие правила:
a) Канал эксплуатируется эффективно в соответствии с условиями транзита через Канал, а также нормами и правилами, которые должны быть обоснованными, справедливыми и разумными и ограничиваться такими положениями, которые необходимы для безопасного судоходства и эффективны в санитарных условиях эксплуатации Канала;
b) предоставляются вспомогательные услуги, необходимые для транзита через Канал;
c) сборы и другие виды платы за транзит и вспомогательное обслуживание должны быть обоснованными, разумными, справедливыми и соответствовать принципам международного права;
d) в качестве предварительного условия для транзита судам может предъявляться требование - четко определять финансовую ответственность и гарантии выплаты разумной и соразмерной компенсации, соответствующей международной практике и нормам за ущерб, являющийся результатом действий или упущений таких судов при проходе через Канал. В случае, если суда являются собственностью государства или эксплуатируются им или в отношении которых оно признает ответственность, документ, выданный этим государством о том, что оно будет выполнять свои обязательства по международному праву, связанные с покрытием ущерба в результате действий или упущений таких судов при проходе через Канал, считается достаточным для установления такой финансовой ответственности;
e) военные и вспомогательные суда всех государств имеют право на транзит через Канал во все времена вне зависимости от их внутреннего распорядка, средств тяги, происхождения, места назначения или вооружения, не подвергаясь в качестве условия для транзита инспекции, обыску или наблюдению. Однако к таким судам может быть предъявлено требование подтвердить, что они выполняют все применимые медицинские, санитарные и карантинные правила. В дополнение к этому такие суда имеют право отказываться сообщать об их внутреннем распорядке, происхождении, вооружении, грузах или месте назначения. Однако от вспомогательных судов могут затребовать представления письменных заверений, удостоверенных высоким должностным лицом правительства государства, просящего о предоставлении освобождения от выполнения установленных правил, о том, что они принадлежат или эксплуатируются этим правительством и что в данном случае они используются только на правительственной некоммерческой службе.
2. Для целей настоящего Договора значение терминов "Канал", "военное судно", "вспомогательное судно", "внутренний распорядок", "вооружение" и "инспекция" определяется в Приложении A к настоящему Договору.
Статья IV
Соединенные Штаты Америки и Республика Панама соглашаются сохранять режим нейтралитета, устанавливаемый настоящим Договором, который будет поддерживаться для того, чтобы Канал постоянно оставался нейтральным вне зависимости от прекращения действия любых других договоров, заключенных двумя Договаривающимися Сторонами.

................
Перейти до повного тексту