1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Постанова


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОМПАРТИИ УКРАИНЫ
И СОВЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 9 сентября 1986 г. N 321
Киев
( Постановление утратило силу на основании Постановления КМ N 690 от 09.12.92 )
О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением Совета Министров УССР N 109 от 26.04.88 )
( Изменения в текст не внесены. Дополнительно см. Постановления Совета Министров УССР N 380 от 13.12.88 N 325 от 29.10.90 Постановление КМ N 280 от 19.10.91 )
XXVII съезд КПСС, придавая первостепенное значение капитальному строительству в ускорении социально-экономического развития страны, поставил задачу осуществить коренную перестройку хозяйственного механизма в этой отрасли народного хозяйства, расширить масштабы строительства, повысить эффективность инвестиционного процесса, сократить его продолжительность, создать экономическую заинтересованность всех участников строительства в обеспечении ввода в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения в нормативные сроки, снижении его стоимости, материалоемкости и трудоемкости, поднять на новый индустриальный и организационный уровень строительное производство, улучшить систему его планирования, осуществить перевод строительно-монтажных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, расширить права и повысить ответственность трудовых коллективов строителей за конечные результаты работы.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. N 971 "О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве" Центральный Комитет Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР п о с т а н о в л я ю т:
1. Осуществить практические меры по повышению роли пятилетних и годовых планов, всей системы экономических рычагов и стимулов в обеспечении своевременного ввода в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения.
Считать важнейшим направлением совершенствования хозяйственного механизма в строительстве укрепление договорных отношений между организациями-заказчиками и подрядчиками. Предусматриваемые в договорах обязательства должны быть направлены на безусловное выполнение заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов социального назначения в нормативные сроки. Экономические взаимоотношения между подрядными организациями и заказчиками должны осуществляться на основе договорных цен на строительство объектов производственного и социального назначения.
Совершенствовать подрядные формы организации строительного производства на уровне трестов, комбинатов, главных управлений и Министерства строительства УССР в сочетании с развитием подрядных форм организации и стимулирования труда бригад, участков, строительно-монтажных управлений, трестов и приравненных к ним организаций.
В целях укрепления финансово-кредитных отношений между заказчиками, подрядчиками и финансирующими банками установить, что расчеты за введенные в действие производственные мощности и объекты производственного и социального назначения, завершенные технологические этапы и комплексы работ осуществляются заказчиком на основе договоров подряда, заключенных на весь период строительства.
Обеспечить последовательный перевод строительно-монтажных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Положить в основу хозрасчетной деятельности прибыль как важнейший обобщающий экономический показатель, главный источник, обеспечивающий развитие строительных организаций и социальное развитие трудовых коллективов.
По совершенствованию планирования строительного производства и расширению самостоятельности трудовых коллективов
2. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 14 августа 1986 г. N 971 решили сократить число плановых показателей, утверждать министерствам и ведомствам СССР, осуществляющим подрядные работы, Советам Министров союзных республик и строительно-монтажным организациям следующие показатели и экономические нормативы:
в пятилетнем плане
ввод в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения. В качестве основы для заключения договоров подряда между заказчиками и подрядчиками определяются объемы подрядных строительно-монтажных работ, необходимые для обеспечения строительства и ввода в действие в нормативные сроки мощностей и объектов и планирования мероприятий по развитию мощностей строительно-монтажных организаций;
прибыль;
рост производительности труда;
задания по новой технике;
задания по оказанию платных услуг населению;
лимиты централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ по собственному капитальному строительству;
норматив отчислений от прибыли в бюджет;
нормативы образования фонда развития производства, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда материального поощрения за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении организации после отчислений в бюджет и уплаты плановых процентов за банковский кредит;
норматив образования единого фонда развития науки и техники;
норматив заработной платы работников, занятых в строительстве, в том числе руководящих, инженерно-технических работников и служащих.
Показатели и экономические нормативы устанавливаются в пятилетнем плане с разбивкой по годам. Нормативы должны учитывать повышение экономической эффективности строительного производства, доводятся до строительно-монтажных организаций в составе показателей пятилетнего плана и изменению в годовых планах не подлежат;
в годовых планах
ввод в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения. Показатели по вводу в действие производственных мощностей и объектов устанавливаются также организациям, осуществляющим по договорам монтаж основного технологического и энергетического оборудования;
объемы подрядных работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда на пусковых объектах планируемого года, а также по технологическим этапам и комплексам работ на объектах, намечаемых к вводу в действие в последующие годы;
прибыль;
рост производительности труда;
лимиты централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ по собственному капитальному строительству;
объем поставок материалов, машин, механизмов и других материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения плана.
Установлено, что строительно-монтажные организации формируют годовые планы на основе заданий и экономических нормативов, предусмотренных в пятилетнем плане, норм продолжительности строительства и договоров подряда с заказчиками, а также с учетом равномерной загрузки мощностей строительных организаций.
3. Госплану УССР при формировании годовой программы подрядных работ оставлять нераспределенными до 5 процентов объема строительно-монтажных работ. Предоставить право строительно-монтажным организациям в пределах этого объема включать в план строительство собственных объектов за счет дополнительно заработанных средств, зачисленных в фонды экономического стимулирования, объектов по заказам исполкомов местных Советов народных депутатов, а также другие непредвиденные работы.
Госплану УССР представлять проекты годовых планов капитального строительства в Госплан СССР к 1 июня года, предшествующего планируемому.
Госплану СССР предложено в 2-недельный срок после представления проектов планов:
уточнять с участием министерств и ведомств объемы подрядных работ, а также определять размеры средств, передаваемых в порядке долевого участия на строительство общих для групп предприятий и объектов, единым заказчикам по строительству объектов социального назначения и строительно-монтажным организациям для развития мощностей производственной базы;
принимать решения по стройкам, титульные списки которых утверждаются Советом Министров СССР или по согласованию с Госпланом СССР, и не позднее 1 сентября доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик уточненные проектировки на планируемый год.
Госплану УССР в 2-недельный срок доводить указанные проектировки до подведомственных Совету Министров УССР строительно-монтажных организаций.
Генеральным подрядным организациям в соответствии с заключенными договорами подряда производить распределение годовых объемов работ по кварталам, исходя из необходимости обеспечить в установленные планом сроки ввод в действие производственных мощностей, объектов производственного и социального назначения и создание нормативного строительного задела. Субподрядным организациям распределять годовые объемы работ по кварталам с учетом согласованных с генеральными подрядчиками в договорах субподряда сроков завершения соответствующих комплексов работ.
Утверждение и доведение годовых планов до строительно-монтажных организаций должно производиться не позднее 1 октября, а поправок с учетом ожидаемого выполнения планов по объему подрядных строительно-монтажных работ - до 1 декабря года, предшествующего планируемому, и по вводу в действие производственных мощностей, объектов производственного и социального назначения - до 15 января планируемого года.
4. Установить, что оценка производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажных организаций при подведении итогов работы и социалистического соревнования осуществляется вышестоящими организациями и местными органами по результатам выполнения договорных обязательств по вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения, выполнения объемов подрядных работ на пусковых объектах и по технологическим этапам и комплексам работ на других объектах, а также заданий по прибыли и росту производительности труда.
Классные места по итогам социалистического соревнования присуждать коллективам строительно-монтажных организаций, обеспечившим в отчетном периоде 100-процентный ввод в действие предусмотренных планом мощностей и объектов.
( Абзац третий пункта 4 утратил силу на основании Постановления Совета Министров УССР N 109 от 26.04.88 )
5. Предоставить право Министерству строительства УССР, главным территориальным и специализированным управлениям по строительству и трестам:
утверждать планы подведомственным промышленным предприятиям, автотранспортным и другим организациям по всем показателям, планируемым с учетом специфики их работы и установленных вышестоящими организациями заданий по производству продукции и оказанию услуг другим организациям, предприятиям и населению.
Госплану СССР и Министерству финансов СССР поручено внести соответствующие изменения в порядок формирования и утверждения планов по промышленным, автотранспортным и другим организациям строительных министерств;
разрабатывать и изменять структуру и штаты входящих в их состав структурных подразделений в пределах исчисленного по нормативам фонда заработной платы, без учета средних должностных окладов по схеме должностных окладов и соотношения в численности отдельных категорий работников;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать строительно-монтажные организации, предприятия и другие подразделения в пределах фонда заработной платы, исчисленного по нормативу.
Разрешить строительно-монтажным трестам и приравненным к ним организациям образовывать резерв по фонду заработной платы в размере до 5 процентов расчетного годового фонда заработной платы, а также финансовые резервы в размере до 5 процентов прибыли, остающейся в их распоряжении, на покрытие затрат по разработке и внедрению новой техники, на восполнение недостатка собственных оборотных средств и другие цели, кроме расходов на заработную плату.
По укреплению договорных отношений, развитию хозяйственного расчета и коллективного подряда в строительстве
6. Установить, что договор подряда на капитальное строительство является основным документом, регламентирующим взаимоотношения заказчиков и подрядчиков и определяющим их взаимную экономическую ответственность за выполнение государственных планов. Договоры подряда заключаются на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и объектов на весь период строительства на основе утвержденного титульного списка и при наличии проектной и другой необходимой документации. В случаях пересмотра в установленном порядке проектной документации и титульного списка стройки сторонами заключаются дополнительные соглашения. На основе договора подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком в аналогичном порядке заключается договор субподряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, в котором определяются объемы и сроки выполнения комплексов работ по стройкам и объектам.
К договорам подряда, как их неотъемлемая составная часть, прилагаются графики производства строительно-монтажных работ по стройке в целом, с распределением объемов по годам с учетом нормативных сроков строительства. На планируемый год определяются квартальные задания по пусковым комплексам, технологическим этапам, отдельным объектам и сооружениям.
После заключения договора подряда учреждения банков финансируют стройки непрерывно на основе титульных списков, утвержденных в установленном порядке.
Затраты, произведенные подрядными организациями на объектах, не включенных в план и не принятых банками к финансированию, возмещению не подлежат. Средства, предусмотренные заказчиками на финансирование затрат по указанным объектам, изымаются и могут быть направлены вышестоящими организациями на финансирование строительства жилых домов и детских учреждений.
Спорные вопросы, возникающие при заключении договоров подряда на капитальное строительство, разрешаются вышестоящими организациями, а связанные с выполнением договорных обязательств - передаются на рассмотрение органов государственного арбитража.
7. В целях укрепления хозрасчетных отношений и повышения экономической заинтересованности участников инвестиционного процесса в снижении стоимости строительства за счет внедрения в практику прогрессивных проектных решений и улучшения организации строительного производства обязать министерства и ведомства УССР, обл(гор)исполкомы осуществить начиная с 1987 года переход на согласованные между заказчиками и подрядчиками договорные цены на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов, используя накопленный положительный опыт Белорусской ССР и руководствуясь принятыми решениями, определяющими методы формирования договорных цен на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.
Установить, что договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком с участием генеральной проектной организации и субподрядных организаций в соответствии с действующими нормативными документами по определению сметной стоимости строительства и является основой для заключения договоров подряда. В договорных ценах учитываются дополнительные затраты подрядчика, связанные с организацией строительства во вновь осваиваемых районах и выполнением работ высокими темпами.
Основой для установления договорных цен являются сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования (ТЭО) и технико-экономического расчета (ТЭР), прошедшие государственную или ведомственную экспертизу. Возложить персональную ответственность за обоснованность и правильность договорных цен на руководителей предприятий-заказчиков и проектных организаций.
Договорная цена используется для определения объемов строительно-монтажных работ в титульных списках строек, планирования подрядных работ и материально-технических ресурсов, а также расчетов между заказчиками и подрядчиками и не подлежит изменению в течение всего периода строительства. При внесении в установленном порядке заказчиком в проектную документацию поправок, изменяющих объем и состав строительно-монтажных работ, договорная цена подлежит уточнению по согласованию с подрядчиком.
В случае, если фактическая стоимость строительства превысит договорную цену, разницу между ними относить на результаты финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подрядных и субподрядных организаций-исполнителей.
Госплану УССР, Госстрою УССР, министерствам и ведомствам УССР, обл(гор)исполкомам, предприятиям и организациям в своей практической работе по переходу на договорные цены руководствоваться методическими указаниями Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма.
8. Обязать Госстрой УССР, министерства и ведомства УССР, облисполкомы, Киевский и Севастопольский горисполкомы обеспечить:
определение в IV квартале 1986 г. договорных цен по объектам, подлежащим строительству в 1987 году;
разработку в 1986-1987 годах прейскурантов и других укрупненных сметных нормативов для определения договорных цен по объектам массового строительства, со сроком действия этих прейскурантов и нормативов в течение пяти лет. В дальнейшем нормативы регулярно пересматривать через каждые пять лет.
Госстрою СССР предложено обеспечить совершенствование прейскурантов и укрупненных нормативов, имея в виду использовать для их разработки наиболее экономичные проектные решения, а также осуществлять контроль за правильным определением договорных цен и их применением.
9. Для повышения ответственности строительных организаций за внедрение достижений научно-технического прогресса в строительстве признать целесообразным, чтобы разработка строительной части рабочей документации осуществлялась, как правило, проектно-изыскательскими организациями, подведомственными строительным министерствам и ведомствам, или по их заказам организациями других министерств и ведомств.
Разрешить строительно-монтажным трестам разрабатывать силами подведомственных проектно-сметных бюро (групп) проектно-сметную документацию на строительство объектов собственной производственной базы, а также по согласованию с заказчиками - на технически несложные объекты.
Госплану УССР, министерствам и ведомствам УССР - заказчикам при согласовании годовых планов передавать строительным министерствам и ведомствам по установленным нормативам объемы и лимиты проектных и изыскательских работ для разработки строительной части рабочей документации.
10. Министерству строительства УССР обеспечить развитие подведомственных проектных организаций.
Госстрою УССР совместно с министерствами и ведомствами УССР подготовить Совету Министров УССР предложения о последовательной передаче Министерству строительства УССР проектных институтов или их подразделений, ведущих проектирование строительной и инженерной частей объектов. Министерству строительства УССР обеспечить тесное взаимодействие проектных организаций с головными институтами Госстроя СССР, определяющими научно-технический прогресс по соответствующим направлениям.
Госстрою СССР и Госплану СССР поручено начиная с 1989 года предусматривать строительным министерствам и ведомствам задания по экономии материальных ресурсов за счет совершенствования проектных решений по стройкам, проектирование строительной части которых осуществляется подведомственными им проектными организациями или по их заказам.
11. Министерствам, ведомствам УССР и Киевскому горисполкому по согласованию с Госпланом УССР и Министерством финансов УССР осуществить начиная с 1986 года поэтапный перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций, комбинатов, главных территориальных и специализированных управлений по строительству.
Госплану УССР, Министерству финансов УССР и Министерству строительства УССР внести до 1 июля 1987 г. в Совет Министров УССР предложение о переводе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование Министерства строительства УССР в целом.
Положить в основу взаимоотношений строительно-монтажных организаций, промышленных предприятий, транспортных и других организаций, входящих в систему как одного, так и различных министерств и ведомств, хозяйственные договоры, определяющие взаимные обязательства сторон и имущественную ответственность за их выполнение.
12. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 14 августа 1986 г. N 971:
1) Установили, что экономия, исчисленная как разница между договорной ценой и сметой, составленной по рабочим чертежам, полученная за счет совершенствования объемно-планировочных и технологических решений, внедрения эффективных материалов, конструкций и изделий, улучшения организации строительства, применения прогрессивных машин и механизмов, других мероприятий, в размере 25 процентов направляется в доход государственного бюджета. Оставшаяся часть экономии в размере 75 процентов распределяется генеральным подрядчиком между строительными, монтажными, проектными организациями, предприятиями и организациями - заказчиками и другими участниками строительства с учетом конкретного вклада каждого из них в снижение стоимости строительства.
Причитающаяся строительно-монтажным организациям часть средств используется на осуществление мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса, на развитие производственной базы, строительство жилых домов и других объектов социального назначении, в том числе до 10 процентов этих средств - на материальное поощрение работников.
Установили, что 60 процентов средств от общей экономии может быть израсходовано на указанные цели и платежи в бюджет по мере накопления средств, а 40 процентов - только после утверждения актов государственных комиссий (рабочих комиссий) о вводе мощностей и объектов в эксплуатацию, исходя из фактически полученной экономии.
2) Считают необходимым продолжить проводимую в Белорусской ССР работу по применению экономических методов управления и стимулирования строительного производства, имея в виду обеспечить дальнейшее совершенствование существующего хозяйственного механизма в части расчетов за готовую строительную продукцию и системы договорных цен на эту продукцию, дифференцирования цен в зависимости от качества строительства, а также порядка распределения экономии, получаемой за счет снижения стоимости строительства против договорной цены, в целях повышения заинтересованности подрядных, проектных, научно-исследовательских, конструкторских организаций, предприятий и организаций-заказчиков, в зависимости от эффективности капитального строительства.
3) В целях укрепления хозяйственного расчета в подрядных организациях, повышения роли заказчика в инвестиционном процессе, усиления контроля за выполнением строительно-монтажных работ по технологическим этапам, комплексам работ, объектам и сооружениям в строгом соответствии с договорами подряда:
решили наделить подрядные строительно-монтажные организации собственными оборотными средствами на покрытие затрат по незавершенному производству в размере 10 процентов годового объема работ. В связи с этим предложено уточнить действующую систему покрытия затрат по незавершенному производству;
установили, что выполненные подрядные работы оплачиваются заказчиком ежемесячно на основании подписанных им справок об объеме и стоимости законченных технологических этапов и комплексов работ с учетом экономии по договорной цене. Оплата работ по объекту в целом производится в пределах 95 процентов их сметной стоимости. Окончательный расчет за выполненные работы производится между заказчиком и подрядчиком после завершения строительства объекта и утверждения акта государственной приемочной комиссии (рабочей комиссии) о вводе его в эксплуатацию.

................
Перейти до повного тексту