1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о пограничной безопасности
Принят
на тридцать пятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 35-10
от 28 октября 2010 года)
Настоящий Закон развивает нормы в области пограничной безопасности как составной части безопасности личности, общества и государства, направлен на создание условий перехода государства к устойчивому развитию и определяет соответствующие требования, подлежащие соблюдению и развитию в других законодательных и иных нормативных правовых актах, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, в том числе устанавливает ограничения и запреты в области пограничной безопасности.
Настоящий Закон формирует правовые основы регулирования отношений, связанных с обеспечением пограничной безопасности государства, включая определение органов, осуществляющих функции по обеспечению пограничной безопасности, их полномочий и порядка взаимодействия при осуществлении пограничной деятельности.
Настоящий Закон охватывает правовую, организационную, ресурсную, технологическую и контрольно-надзорную сферы деятельности по обеспечению пограничной безопасности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы обеспечения пограничной безопасности
1. Правовыми основами обеспечения пограничной безопасности в государстве являются конституция, закон о пограничной безопасности, законы о статусе, режиме и защите государственной границы и пограничного пространства, другие, устанавливающие требования к обеспечению пограничной безопасности законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с настоящим Законом нормативные правовые акты специально уполномоченных государственных органов в области пограничной безопасности и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области пограничной безопасности, иные нормативные правовые акты, а также международные договоры государства в области пограничной безопасности.
2. Если международным договором в области пограничной безопасности установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
пограничная безопасность - составная часть национальной безопасности государства, представляющая собой состояние защищенности политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов личности, общества и государства на государственной границе и в пограничном пространстве, обеспечиваемое в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами государства, в том числе путем осуществления охраны государственной границы, функционирования пунктов пропуска через государственную границу, предупреждения и пресечения правонарушений на приграничной территории;
пограничная деятельность - деятельность (система мер), осуществляемая государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами, направленная на обеспечение безопасности государства в пограничной сфере;
пограничное пространство государства - пространство, включающее государственную границу, приграничную территорию, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону государства;
пограничная сфера государства - сфера жизнедеятельности государства, в которой осуществляется его трансграничное взаимодействие с другими государствами, связанное с пересечением физическими лицами государственной границы, а также перемещением через государственную границу товаров и транспортных средств;
приграничная территория (пограничная зона) - часть территории государства, как правило, совпадающая с границами соответствующего муниципального (административно-территориального) образования, либо иной район шириной до пяти километров, непосредственно прилегающий к государственной границе или пограничному водному объекту, находящемуся под суверенитетом государства;
система обеспечения безопасности государства в пограничной сфере - совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, а также единой централизованной системы управления их действиями по поддержанию и повышению пограничной безопасности;
трансграничная организованная преступность - вид организованной преступности, осуществляемый в пограничных пространствах двух и более государств и сопряженный с систематическим (регулярным) противоправным пересечением государственной границы;
трансграничный поток - значимое количество (объем, масса) пересекающих государственную границу физических лиц и (или) перемещаемых через нее транспортных средств, товаров, услуг и информации;
негативный трансграничный поток - трансграничный поток, создающий угрозу безопасности государства в пограничной сфере;
угроза безопасности государства в пограничной сфере - опасность (реальная возможность нанесения ущерба) обществу и государству от источников и носителей опасности, находящихся или действующих в пограничной сфере государства.
Статья 3. Место и роль системы обеспечения пограничной безопасности в общей системе обеспечения безопасности государства
1. Место и роль системы обеспечения пограничной безопасности в общей системе обеспечения безопасности государства определяются ее предназначением и функциональными задачами, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами государства.
2. Заданный уровень открытости государства для международного сотрудничества определяется требованиями, устанавливаемыми международными договорами и национальным законодательством с учетом изменения спектра и уровня угроз пограничной безопасности государства.
3. Изменение спектра и уровня угроз пограничной безопасности государства вызывает необходимость изменения видов, способов и технологий пограничной деятельности для обеспечения адекватного реагирования на действующие и прогнозируемые угрозы.
Статья 4. Объекты и субъекты системы обеспечения пограничной безопасности
1. К основным объектам системы обеспечения пограничной безопасности относятся общественные отношения, обеспечивающие жизненно важные интересы личности, общества и государства, реализуемые и защищаемые в пограничном пространстве государства.
2. Основным субъектом системы обеспечения пограничной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы публичной власти.
3. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в пограничном пространстве в соответствии с нормативными правовыми актами государства.
4. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами системы обеспечения пограничной безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с национальным законодательством.
Статья 5. Угрозы пограничной безопасности
Основными угрозами пограничной безопасности являются:
- наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов в пограничном пространстве государства;
- территориальные притязания сопредельных государств;
- незавершенность международно-правового оформления государственной границы и линий разграничения морских пространств с сопредельными государствами;
- проявления в пограничном пространстве государства национального и религиозного экстремизма, этнического и регионального сепаратизма;
- нестабильность обстановки в пограничном пространстве государства вследствие снижения жизненного уровня населения;
- деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на территорию государства своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;
- трансграничная организованная преступность;
- аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом;
- неблагоприятное санитарно-эпидемиологическое воздействие сопредельных государств, занос на территорию государства массовых инфекционных заболеваний, опасных для людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных ведомств.
Статья 6. Пограничная политика и пограничная деятельность
1. Пограничную политику государства составляет согласованная, скоординированная или совместная деятельность институтов государственной власти, направленная на обеспечение его пограничной безопасности.
2. Основными целями пограничной политики государства являются:
- обеспечение стабильности, безопасности и нерушимости государственной границы, эффективной борьбы с международным и внутренним терроризмом, любыми проявлениями сепаратизма и экстремизма, наркобизнесом;
- содействие мирному разрешению пограничных инцидентов и территориальных разногласий в пограничном пространстве государства.
3. Пограничная деятельность является инструментом, предназначенным для проведения в жизнь пограничной политики государства.
4. Порядок осуществления пограничной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами государства.
Глава II. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Принципы, цели и задачи обеспечения пограничной безопасности
1. Обеспечение пограничной безопасности основывается на следующих принципах:
- соблюдение законности, прав и свобод человека;
- ответственность государства за обеспечение пограничной безопасности;
- приоритет жизни и здоровья людей, минимизации ущерба и вреда их жизни и здоровью, имуществу и окружающей среде;
- сочетание интересов государства, общества и личности, их взаимная ответственность за обеспечение пограничной безопасности;
- системный подход к обеспечению пограничной безопасности с учетом угроз различного характера;
- упреждающий характер мер по обеспечению пограничной безопасности;
- разумное, основанное на балансе частного и публичного интересов вмешательство государства в хозяйственную деятельность при обеспечении пограничной безопасности;
- гармонизация законодательств государств в сфере обеспечения пограничной безопасности;
- сотрудничество государств в области обеспечения взаимной пограничной безопасности.
2. Целями обеспечения пограничной безопасности являются:
- защита жизни и здоровья граждан от угроз безопасности в пограничной сфере;
- функционирование хозяйствующих субъектов на приграничных территориях без возникновения кризисных и чрезвычайных событий и ситуаций;
- снижение влияния негативных трансграничных потоков на безопасность государства;
- повышение ответственности всех участников приграничной и трансграничной деятельности за состояние пограничной безопасности и обеспечение их заинтересованности в достижении высокого уровня пограничной безопасности.
3. Задачами обеспечения пограничной безопасности являются:
- совершенствование правовых основ обеспечения пограничной безопасности;
- определение действующих и прогнозируемых угроз безопасности государства в пограничной сфере;
- защита объектов трансграничной и приграничной инфраструктур от угроз различного характера (техногенного, социогенного и природного), проявляющихся в пограничном пространстве;
- предупреждение и ликвидация последствий возникновения кризисных (чрезвычайных) ситуаций, связанных с нарушением функционирования государственной границы, трансграничной и приграничной инфраструктур;
- подготовка специалистов в области обеспечения пограничной безопасности;
- осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения пограничной безопасности;
- всестороннее обеспечение пограничной деятельности;
- организация международного сотрудничества в области обеспечения пограничной безопасности.
Статья 8. Направления обеспечения пограничной безопасности
Система обеспечения пограничной безопасности государства включает следующие группы мер:
- охранно-контрольные (пограничные, таможенные и другие) меры, направленные на поддержание режима государственной границы;
- оперативно-силовые (правоохранительные, военные, разведывательно-поисковые и другие специальные) меры, направленные на противодействие существующим угрозам и нейтрализацию субъектов опасности;
- предупредительно-профилактические (социальные, экономические, дипломатические, информационные, правовые, политические и другие) меры, направленные на противодействие формированию и проявлению прогнозируемых угроз в пограничной сфере;
- юрисдикционные меры, направленные на выявление нарушителей правовых режимов, действующих в сфере пограничной безопасности, и привлечение таких правонарушителей к различным видам юридической ответственности.
Статья 9. Оценка угроз пограничной безопасности государства и организация противодействия им
1. Основу организации обеспечения пограничной безопасности государства составляют оценка угроз безопасности государства в пограничной сфере и организация противодействия им.
2. Оценку угроз безопасности государства в пограничной сфере осуществляет и доводит ее до руководства государства специально уполномоченный орган в области пограничной безопасности. В целях качественного научного и информационно-технологического обеспечения оценки угроз безопасности государства в пограничной сфере, а также обоснования вариантов организации противодействия им создаются или определяются головные научные и другие организации.
Статья 10. Организация противодействия трансграничной организованной преступности и негативным трансграничным потокам
Противодействие трансграничной организованной преступности и негативным трансграничным потокам осуществляется в рамках правоохранительной деятельности и деятельности по обеспечению национальной безопасности. Оно предполагает, в частности:
- осуществление мониторинга трансграничных потоков в целях выявления их негативной составляющей, оценки ее влияния на государственную безопасность и выработки мер по обеспечению пограничной безопасности;
- осуществление согласованных действий национальных правоохранительных органов, а также усилий в формате межгосударственного пограничного сотрудничества по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений и других правонарушений в пограничной сфере;
- осуществление взаимодействия правоохранительных органов при установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, преступников, скрывающихся от суда и следствия, принятии решений об удовлетворении ходатайств о выдаче и экстрадиции задержанных преступников;
- осуществление взаимодействия в области борьбы с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков;
- размещение и строительство центров временного пребывания незаконных мигрантов;
- создание и функционирование национальных и международных аналитических центров по выявлению негативных трансграничных потоков, выработке предложений по обеспечению пограничной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств и Содружества в целом;
- создание и функционирование межведомственных и международных органов (комитетов, штабов) по противодействию отдельным видам трансграничной организованной преступности.
Статья 11. Охрана, защита и оборона государственной границы
1. Охрана, защита и оборона государственной границы являются видами пограничной деятельности, составными частями обеспечения пограничной безопасности государства и реализации государственной пограничной политики.
2. Охрана, защита и оборона государственной границы осуществляются в соответствии с национальными законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Статья 12. Охрана и защита пограничных пространств, находящихся в совместном владении ряда государств, а также объектов, где отсутствует соответствующее разграничение суверенитета и (или) юрисдикции различных государств
1. Охрана и защита пограничных пространств, находящихся в совместном владении ряда государств, а также объектов, где отсутствует соответствующее разграничение суверенитета и (или) юрисдикции различных государств, осуществляются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе принципами взаимности, ненанесения ущерба существующим правам ни одной из сторон в отношении признания или непризнания ею права, или претензии, или основы для претензии любого другого государства на суверенитет и (или) юрисдикцию.
2. Не допускается осуществление в пограничных пространствах, находящихся в совместном владении ряда государств, а также в пределах объектов, где отсутствует соответствующее разграничение суверенитета и (или) юрисдикции различных государств, в рамках пограничной деятельности мер, которые образуют основу для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на суверенитет и (или) юрисдикцию.
Статья 13. Обеспечение и реализация суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе
1. Обеспечение суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе является видом пограничной деятельности, составной частью обеспечения пограничной безопасности государства и реализации государственной пограничной политики.
2. Реализация суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе осуществляется в соответствии с национальными законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Статья 14. Обеспечение и реализация суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне
1. Обеспечение суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне является видом пограничной деятельности, составной частью обеспечения пограничной безопасности государства и реализации государственной пограничной политики.
2. Реализация суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне осуществляется в соответствии с национальными законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Статья 15. Государственный контроль трансграничной деятельности
1. Любая намечаемая трансграничная деятельность в установленном нормативными правовыми актами государства порядке подлежит оценке с позиций ее возможного прямого или косвенного воздействия на пограничную безопасность.
2. Намечаемая трансграничная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению пограничной безопасности, оценивается как опасная и запрещается в порядке, установленном национальным законодательством.
Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Статья 16. Обеспечение пограничной безопасности при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в приграничных районах
1. Обеспечение пограничной безопасности при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в приграничных районах осуществляется в соответствии с законодательством об экологической безопасности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. В ходе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в приграничных районах государство может с уведомлением сопредельных и других заинтересованных государств изменять характер и содержание, а также механизм реализации режимов обеспечения пограничной безопасности.
Орган исполнительной власти государства, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам государства, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.
Орган исполнительной власти государства, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении в соответствии с настоящим Законом периода действия указанных отступлений и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.
3. Международная гуманитарная помощь при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в приграничных районах осуществляется в соответствии с международными договорами государства в порядке, установленном правительством государства.
Статья 17. Обеспечение пограничной безопасности при ведении хозяйственной приграничной деятельности
1. Обеспечение пограничной безопасности при ведении хозяйственной приграничной деятельности осуществляется в соответствии с правовыми режимами, предусмотренными международными договорами, а также гражданским, административным и другим специальным национальным законодательством.
2. Любая намечаемая хозяйственная приграничная деятельность в установленном нормативными правовыми актами государства порядке подлежит оценке с позиций ее возможного прямого или косвенного воздействия на пограничную безопасность.
3. Намечаемая приграничная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению пограничной безопасности, оценивается как опасная и запрещается в порядке, установленном национальным законодательством.
Статья 18. Обеспечение экологической безопасности деятельности хозяйствующих субъектов в приграничных районах
Обеспечение экологической безопасности деятельности хозяйствующих субъектов в приграничных районах осуществляется в соответствии с конституцией, законом об охране окружающей среды, другими устанавливающими требования к обеспечению экологической безопасности законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законом об экологической безопасности государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами государства в области экологической безопасности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статья 19. Содействие устойчивому социально-экономическому развитию приграничных регионов
Содействие устойчивому социально-экономическому развитию приграничных регионов осуществляется государством в рамках его обязательств по международному праву и в соответствии с национальным законодательством в форме приграничного сотрудничества территориальных сообществ и властей, а также в иных формах, включающих, в частности:
- постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;
- установление прямых экономических связей между регионами;
- развитие приграничной торговли;
- содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;
- осуществление совместных инвестиционных проектов;
- расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;
- оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;
- проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;
- развитие приграничного туризма.
Глава IV. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Предназначение и элементы системы обеспечения пограничной безопасности
1. Система обеспечения пограничной безопасности является составной частью системы обеспечения национальной безопасности, наряду с системами обеспечения внешней и внутренней безопасности государства.
2. Предназначением системы обеспечения пограничной безопасности является обеспечение максимально возможного уровня безопасности государства в пограничной сфере при заданных уровнях его открытости для международного сотрудничества и выделяемых ресурсов на цели обеспечения государственной безопасности.
3. Основными элементами системы обеспечения пограничной безопасности являются государственные органы, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в пограничной деятельности в соответствии с национальным законодательством.
4. Государство осуществляет финансирование создания и функционирования системы обеспечения пограничной безопасности, формирует (определяет) специально уполномоченный орган, отвечающий за координацию деятельности элементов системы обеспечения пограничной безопасности, определяет полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области обеспечения пограничной безопасности.
5. Компетенция каждого элемента, входящего в состав системы обеспечения пограничной безопасности и ее подсистем, определяется национальным законодательством.
Статья 21. Функции системы обеспечения пограничной безопасности
Основными функциями системы обеспечения пограничной безопасности являются:
- выявление и прогнозирование угроз жизненно важным интересам объектов системы обеспечения пограничной безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации,
- создание и поддержание в готовности сил и средств системы обеспечения пограничной безопасности;
- управление силами и средствами системы обеспечения пограничной безопасности в повседневных условиях и при возникновении экстраординарных ситуаций, сопровождающихся введением соответствующих правовых режимов;
- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов системы обеспечения пограничной безопасности, подвергшихся посягательствам;
- участие в мероприятиях по обеспечению пограничной безопасности за пределами территории государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами;
- нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер по обеспечению пограничной безопасности,
- осуществление государственного контроля, надзора и других функций по обеспечению пограничной безопасности;
- производство необходимой научно-технической продукции в интересах обеспечения пограничной безопасности,
- выполнение работ и оказание государственных услуг в области обеспечения пограничной безопасности,
- учет и анализ чрезвычайных событий и их последствий в пограничной сфере,
- разработка нормативов и регламентов реализации мер по обеспечению пограничной безопасности, осуществление контроля за их исполнением;
- расследование пограничных инцидентов и чрезвычайных происшествий в пограничной сфере, разработка и реализация мероприятий по устранению причин их возникновения;
- планирование, подготовка и реализация мероприятий по обеспечению пограничной безопасности в условиях штатного функционирования, а также в условиях возникновения кризисных (чрезвычайных) ситуаций, разработка и реализация планов готовности;
- координация деятельности органов управления и сил специально уполномоченного органа в области безопасности в ходе урегулирования кризисных и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях;
- сертификация специальных технических средств системы обеспечения пограничной безопасности;
- всестороннее обеспечение пограничной деятельности (нормативно-правовое, научно-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое и другое).
Статья 22. Полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения пограничной безопасности
1. Глава государства:
- является гарантом обеспечения пограничной безопасности при принятии политических, социально-экономических и иных решений;
- определяет единую государственную политику в области пограничной безопасности и контролирует ее реализацию;
- осуществляет общее руководство деятельностью в области пограничной безопасности органов исполнительной власти;
- заключает международные договоры по обеспечению пограничной безопасности;
- принимает в пределах своей компетенции иные меры по обеспечению пограничной безопасности.
2. Законодательные органы государства:
- принимают законы в сфере обеспечения пограничной безопасности государства;
- ратифицируют международные договоры государства в сфере обеспечения пограничной безопасности;
- определяют приоритеты в области обеспечения пограничной безопасности;
- утверждают бюджетные ассигнования на финансирование реализации государственных программ и мероприятий по обеспечению пограничной безопасности;

................
Перейти до повного тексту