- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Рішення
Решение
о деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
(Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года) |
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить деятельность Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, представленную в Отчете.
2. Рекомендовать Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации:
разработать и утвердить Приоритетные направления межгосударственной стандартизации до 2015 года, уделив первоочередное внимание вопросам создания нормативной базы для гармонизации национальных технических регламентов государств-участников СНГ и гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами;
3. Правительствам государств-участников СНГ:
обеспечить скорейшее принятие Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ;
активизировать работу по формированию единой доказательной базы для подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов.
(Подписи)
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Отчет о деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) подготовлен Бюро по стандартам в соответствии с графиком отчетов о деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ для представления на рассмотрение на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, Экономического совета СНГ и Совета глав правительств СНГ.
В Отчете отражены основные итоги работы МГС за весь период его работы, текущие и перспективные задачи, стоящие перед МГС на новом этапе интеграции государств-участников СНГ.
В декабре 1991 года на постсоветском пространстве на добровольной основе образовано Содружество Независимых Государств. Основной целью Содружества является создание единого экономического пространства на основе рыночных отношений.
Учитывая, что эта задача не может быть решена без комплекса единых межгосударственных стандартов, системы обеспечения единства измерений, единых подходов к оценке (подтверждению) соответствия и аккредитации, по предложению руководителей национальных органов стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ главами правительств было подписано
Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение).
Это позволило национальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный потенциал, а также осуществлять проведение единой технической политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственные стандарты, действовавшие в СССР, и государственные эталоны единиц физических величин были признаны государствами-участниками
Соглашения в качестве межгосударственных.
Соглашением наряду с основными принципами формирования и проведения согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации было предусмотрено создание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации - органа по формированию согласованной политики и координации работ государств-участников СНГ.
В соответствии с
Соглашением представителями государств-участников СНГ в МГС являются руководители национальных органов, уполномоченные в государствах на осуществление функций в сфере гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации, которые от имени государств наделяются правом быть членом МГС и полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него функций.
Время подтвердило, что принятие
Соглашения сыграло ключевую роль в укреплении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в защите рынков государств-участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции. Сегодня трудно представить, с какими дополнительными трудностями столкнулись бы государства при переходе к рыночной экономике, если бы не был сохранен и адаптирован к сложившимся условиям накопленный нормативно-технический потенциал.
1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ МГС
В целях гармонизации национальных систем стандартизации и метрологического обеспечения Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ приняты разработанные МГС Модельные законы:
"О стандартизации" (принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);
"Об обеспечении единства измерений" (принят на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Сформированная организационная структура исполнительных и технических органов МГС обеспечивает работу по всем направлениям деятельности, находящимся в его компетенции. По основным областям постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации
Межправительственногосоглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты от 9 октября 1992 года, а также более 260 межгосударственных технических комитетов по стандартизации (Приложение 2).
Возглавляют МГС руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации на основе принципа ротации.
Ответственный секретарь МГС назначается по предложению руководителей национальных органов.
В соответствии с
Протоколом от 20 июня 2000 года для выполнения работ по межгосударственной стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности создано Бюро по стандартам с местом нахождения в г. Минске (Республика Беларусь).
Председателем МГС в настоящее время является избранный на 37-м заседании МГС в июне 2010 года начальник Главгосслужбы "Туркменстандартлары" Оразов Нургельды Чарыевич, ответственным секретарем МГС - Сонец Н.В., который одновременно возглавляет Бюро по стандартам.
Национальными органами разработаны и приняты МГС основополагающие организационно-методические документы, устанавливающие на межгосударственном уровне требования и порядок проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, оценке (подтверждению) соответствия, аккредитации и надзору за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил (Приложение 3).
Техническая политика МГС формируется национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ, научно-техническими комиссиями (рабочими группами) МГС и межгосударственными техническими комитетами по стандартизации.
Основными задачами МГС в соответствии с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств являются организация и координация исполнения решений, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ.
Основными направлениями деятельности МГС являются:
разработка нормативных документов по стандартизации (межгосударственные стандарты, правила, рекомендации и классификаторы);
формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов и обеспечение государств-участников СНГ межгосударственными стандартами;
поддержание, хранение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;
осуществление деятельности межгосударственной службы времени и частоты;
ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
разработка правил и процедур взаимного признания результатов деятельности аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;
международное сотрудничество в области межгосударственной стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, аккредитации и качества.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала МГС в качестве региональной организации по стандартизации Содружества Независимых Государств с присвоением ей наименования на английском языке Euro-Asian Council for Standardization, Metrology and Certification (EASC), что отражает географическое название региона, на территории которого МГС осуществляет свою деятельность, и на русский язык переводится как Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
EASC подписаны соглашения о сотрудничестве с ИСО, Международной электротехнической комиссией (далее - МЭК) и Европейскими комитетами по стандартизации СЕН и СЕНЕЛЕК, предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях.
В соответствии с подписанными соглашениями EASC имеет право бесплатно применять международные и европейские стандарты через межгосударственные, а государства-члены EASC - через национальные стандарты. Этими соглашениями была создана правовая основа для гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и европейскими стандартами, независимо от членства и статуса государств-членов EASC в этих организациях.
В 1997-1999 годах существенная помощь была оказана EASC Комиссией Европейского Союза (непосредственную работу проводил СЕН).
В соответствии с Программой для новых независимых государств, финансировавшейся в рамках программы TACIS, был проведен ряд семинаров, на которых рассмотрена философия Европейской стандартизации, в том числе концепция "Нового подхода", а также вопросы метрологии и сертификации. Осуществлен перевод важнейших директив "Нового подхода" и гармонизированных с ними европейских стандартов. Созданы Межгосударственный информационный центр и абонентские пункты в национальных органах по стандартизации, метрологии и сертификации 10 государств, участвовавших в программе TACIS, которые позволили применять информационные технологии при обмене информацией между национальными органами государств-участников СНГ и взаимодействии с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия, аккредитации и качеству.
2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ МГС
С даты образования МГС проведено 37 заседаний, на которых рассмотрено свыше 1200 вопросов и приняты решения, обеспечивающие согласованные действия, направленные на:
устранение технических барьеров в торговле;
повышение качества и безопасности продукции, производимой в государствах-участниках СНГ;
защиту рынков от некачественной и небезопасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды продукции;
обеспечение единства измерений.
В работе заседаний МГС постоянно принимают участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, Исполнительного комитета СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ, международных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (сертификации) и аккредитации других государств.
За отчетный период проведено более 130 заседаний научно-технических комиссий и рабочих групп МГС, на которых подготовлены рекомендации и проекты решений по вопросам, рассматриваемым на заседаниях МГС.
2.1. В области технического регулирования и стандартизации
Вхождение государств-участников СНГ в мировое экономическое пространство напрямую было связано с необходимостью реформирования национальных систем технического регулирования, базировавшихся на применении обязательных требований стандартов. Кроме того, техническое регулирование с помощью обязательных стандартов не соответствовало требованиям
Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и сложившейся международной и европейской практике.
В целях приведения в соответствие национального законодательства, касающегося вопросов технического регулирования, с международной и европейской практикой и требованиями ВТО большинство государств-участников МГС разработали и приняли основополагающие законы, устанавливающие общие принципы и механизмы технического регулирования в современных условиях, и приступили к их поэтапной реализации. К ним относятся Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина.
В других государствах соответствующие законы находятся на рассмотрении в парламентах или заканчивается их разработка.
В целях координации работ по созданию и развитию систем технического регулирования на межгосударственном уровне в 2004 году создана Научно-техническая комиссия МГС по гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (далее - НТК ТР).
Переход государств-участников
Соглашения на принятую в международной практике систему технического регулирования нарушает сложившуюся в СНГ систему технического регулирования, основанную на обязательных требованиях межгосударственных и национальных стандартов, а также систему признания результатов испытаний, аккредитации и подтверждения соответствия (сертификации), базирующихся на их основе.
Стремясь избежать возникновения технических барьеров из-за различия в национальных технических регламентах требований к продукции, схем (модулей) подтверждения соответствия и условий допуска продукции на рынки, МГС разработал и направил в июне 2003 года в Исполнительный комитет СНГ для принятия на Совете глав правительств СНГ проект
Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (далее - проект Соглашения).
В качестве механизма гармонизации были использованы Рекомендации ЕЭК ООН "Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов".
Отсутствие основополагающего соглашения, устанавливающего принципы и механизмы гармонизации технических регламентов, создает предпосылки для возникновения технических барьеров во взаимной торговле при разработке и принятии национальных технических регламентов.
На это неоднократно обращал внимание МГС в своих обращениях к Исполнительному комитету СНГ и Правительству Российской Федерации.
По инициативе МГС также в апреле 2010 года в Исполнительном комитете СНГ прошло Совещание представителей органов отраслевого сотрудничества СНГ. Целью Совещания было привлечение органов отраслевого сотрудничества СНГ к работам по гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ по закрепленным за ними направлениям сотрудничества.
По итогам работы Совещания подписан Протокол, в котором изложены поручения органам отраслевого сотрудничества СНГ о проведении работ по гармонизации технических регламентов и при отсутствии Соглашения. Протокол совещания Исполнительным комитетом СНГ направлен в правительства государств-участников СНГ (исх. N 5-5/0574 от 30.04.10) и органам отраслевого сотрудничества СНГ.
Для практической реализации проекта
Соглашения Госстандартом Республики Беларусь совместно с национальными органами государств-участников СНГ была подготовлена Межгосударственная программа разработки первоочередных межгосударственных моделей технических регламентов на 2004-2007 годы, принятая на 25-м заседании МГС в мае 2004 года.
Из-за отсутствия Соглашения работы по реализации Программы были приостановлены.
В международной практике международные стандарты, в европейской - международные и региональные стандарты, являются основой для технических регламентов (директив), а в соответствии с проектом
Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ международные и межгосударственные стандарты должны использоваться в качестве основы при разработке межгосударственных моделей технических регламентов и составлять доказательную нормативную базу для оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов. В связи с этим еще большую актуальность приобретает вопрос гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами.
В целях существенного повышения уровня гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами Госпотребстандартом Украины с участием национальных органов государств-участников СНГ разработана и принята МГС Межгосударственная программа работ по гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами на 2004-2006 годы.
В соответствии с Программой было разработано и принято МГС свыше 600 межгосударственных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами.
Рассмотрение предложений национальных органов по формированию согласованной научно-технической политики и координации работ в области стандартизации и подготовку рекомендаций по их реализации осуществляет Научно-техническая комиссия по стандартизации МГС (НТКС).
За прошедший период проведено 38 заседаний НТКС и приняты согласованные рекомендации более чем по 900 вопросам.
За период с 1992 года МГС разработано и принято свыше 5000 межгосударственных нормативных документов (НД) и 1500 изменений к действующим межгосударственным стандартам, в том числе:
Азербайджанской Республикой - 12 НД и 2 изменения;
Республикой Армения - 23 НД;
Республикой Беларусь - 364 НД и 30 изменений;
Республикой Казахстан - 43 НД и 56 изменений;
Республикой Молдова - 11 НД и 4 изменения;
Российской Федерацией - 3452 НД и 1315 изменений;
Туркменистаном - 2 НД;
Республикой Узбекистан - 33 НД;
Украиной - 1049 НД и 78 изменений;
МНТКС - 147 НД и 18 изменений.
В настоящее время фонд межгосударственных стандартов включает более 20 500 нормативных документов. Ведение фонда осуществляет рабочий орган МГС - Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств-участников СНГ.
При разработке межгосударственных нормативных документов проводится гармонизация их требований с международными, региональными и стандартами ведущих зарубежных государств. Это создает условия для устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве в условиях рыночных отношений, а также способствует продвижению продукции, производимой в государствах-участниках СНГ, на международный и европейский рынки. Уровень гармонизации принятых межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами превышает 45%.
До 1998 года работы по межгосударственной стандартизации проводились в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами межгосударственной стандартизации. С 1998 года в соответствии с международной практикой МГС перешел на разработку программ работ по межгосударственной стандартизации на 3-летний период. Программы работ по межгосударственной стандартизации на 1998-2000, 2001-2003, 2004-2006 и 2007-2009 годы успешно реализованы.
На 37-м заседании МГС принята Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2010-2012 годы, которая предусматривает разработку и пересмотр более 600 межгосударственных стандартов.
Оправдала себя практика разработки приоритетных направлений межгосударственной стандартизации, которые разрабатываются МГС на 5-летний период исходя из задач по развитию научно-технического сотрудничества и взаимной торговли государств-участников СНГ. Как правило, 60% работ из программ межгосударственной стандартизации проводится по приоритетным направлениям, что соответствует международной практике.
Кроме того, в рамках МГС был разработан и реализован ряд целевых межгосударственных программ стандартизации:
Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года;
Межгосударственная программа стандартизации механических транспортных средств и прицепов на период до 2006 года.
Так, например,
Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999-2002 годы разработана в соответствии с Решением Президиума Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза от 26 июля 1996 года "О мерах по стабилизации работы предприятий легкой промышленности СНГ". Программой предусматривались разработка и пересмотр 88 межгосударственных стандартов. В соответствии с Программой и предложениями заинтересованных национальных органов разработано и пересмотрено 118 межгосударственных стандартов на продукцию легкой промышленности, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. Реализация Программы способствовала повышению научно-технического уровня стандартов на продукцию легкой промышленности, повышению ее качества и конкурентоспособности на международном и европейском рынках.
Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года разработана в целях повышения безопасности и технического уровня сельскохозяйственной техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса СНГ. Программой предусматривались разработка и пересмотр более 90 межгосударственных стандартов.
В настоящее время в государствах-участниках
Соглашения проходят обсуждение разработанные в соответствии с Решением 35-го заседания МГС проекты межгосударственных программ стандартизации в области энергосбережения, энергоэффективности, энергоресурсов и пищевой продукции.
В декабре 2008 года на Совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ (34-е заседание МГС) принята Стратегия развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ на период до 2020 года (далее - Стратегия развития МГС, Приложение 4).
В соответствии с Планом действий МГС на период до 2015 года проводится работа по реализации Стратегии развития МГС. Состояние реализации Плана и результаты работы регулярно рассматриваются на заседаниях МГС.
По вопросам межгосударственной стандартизации в области строительства МГС сотрудничает с Межгосударственной научно-технической комиссией в области строительства (МНТКС).
Принимаемые МНТКС межгосударственные стандарты в области строительства регистрируются Бюро по стандартам МГС и включаются в базу данных и каталог межгосударственных стандартов.
2.2. В области метрологии
Формирование единой политики и согласование вопросов координации деятельности в области метрологии государств-участников СНГ осуществляет научно-техническая комиссия МГС по метрологии (далее - НТКМетр), а также рабочие группы при НТКМетр по актуальным вопросам метрологической практики (неразрушающему контролю, оценке неопределенности измерений, межлабораторных сравнительных испытаний для целей проверки квалификации испытательных лабораторий).
За период с 1992 года в области метрологии было разработано и принято свыше 250 межгосударственных стандартов, а также 34 организационно-методических документа (см. Приложение 3), позволивших сохранить единые подходы организации метрологического обеспечения в государствах-участниках СНГ. Большое влияние на происходящие перемены оказало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1996 году Модельного закона "Об обеспечении единства измерений", основанного на рекомендациях Международной организации по законодательной метрологии (далее - МОЗМ). В 2008 году на Совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ было принято Решение об отмене действующего Модельного закона "Об обеспечении единства измерений", который сыграл положительную роль в период становления национальных систем метрологического обеспечения.
Национальным органам было рекомендовано при совершенствовании национального законодательства в области метрологии руководствоваться действующими международными документами МОЗМ.
Основные направления работ по поддержанию на должном уровне нормативных документов, обеспечивающих единство измерений, формируются на основе принятой МГС Программы разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ. В соответствии с Программой, действующей уже более 10 лет, принят ряд основополагающих документов, системы обеспечения единства измерений. Программа разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ регулярно актуализируется, ход ее реализации рассматривается на заседаниях МГС и НТКМетр.
Обеспечение единства измерений в любом государстве в первую очередь определяется эталонной базой для воспроизведения единиц величин с обусловленной общественными потребностями точностью. Уровень развития эталонной базы определяет уровень всех измерений в стране, создает объективные предпосылки для получения достоверной измерительной информации и сопоставимости результатов измерений.
Основу эталонной базы государств-участников СНГ составляют эталоны высшего уровня точности - национальные или исходные и рабочие эталоны основных единиц Международной системы единиц СИ.
В государствах-участниках СНГ национальными, исходными и рабочими эталонами по определенным видам измерений владеют метрологические институты и центры национальных государственных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.
В соответствии с решениями МГС Бюро по стандартам ведет базу данных национальных эталонов, формируемую на основе информации, представленной национальными органами. Это позволяет планировать работы по поддержанию необходимого уровня точности измерений в государствах-участниках СНГ, проводить сличения эталонов.
Большое значение для обеспечения единства во многих областях измерений имеет применение единых стандартных образцов. В связи с этим МГС подготовлена и Решением Совета глав правительств СНГ от 8 октября 1999 года утверждена
Межгосударственная программа по созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов на 1999-2001 годы (далее - Программа МСО). Применение созданных в рамках Программы МСО межгосударственных стандартных образцов способствует проведению согласованной политики в области испытаний сырья и материалов, объектов окружающей среды, обеспечения аналитических измерений. Программа МСО была успешно реализована и в развитие данного направления МГС на 21-м заседании была принята аналогичная Программа на период 2002-2005 годов, на 28-м заседании - Программа на 2006-2010 годы. В соответствии с Программами разработано более 200 типов межгосударственных стандартных образцов. В целом за период с 1998 года в Реестр межгосударственных стандартных образцов, который ведет Бюро по стандартам, включено более 1500 типов межгосударственных стандартных образцов, принятых МГС.
Для развития и совершенствования работ по обеспечению науки и промышленности государств-участников СНГ достоверными данными о физических константах и свойствах веществ и материалов на основе измерений высшей точности на 15-м заседании МГС в 1999 году была принята Программа работ по разработке аттестованных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов по конкретным тематическим направлениям.
Первоначальный проект Программы, построенный с учетом предложений государств-участников СНГ в области совместной разработки и использования данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, был ориентирован на 1999-2001 годы, далее принимались решения об актуализации указанной Программы и по их завершении принимались новые. В настоящее время выполняется Программа на 2007-2012 годы. За указанный период было принято 47 таблиц сводных статистических данных СНГ.
Создание новой техники, наукоемких технологий и новых
материалов, обеспечивающих коренные сдвиги в структуре и
техническом уровне производства, во многом, определяются уровнем
метрологического обеспечения измерений. Одной из важнейших задач
развития наукоемких технологий является разработка новых методов и
высокоточных средств линейных измерений, расширяющих диапазон
измерений длины вплоть до атомных размеров. С этой целью были
приняты и реализованы Программы "Создание эталонов единицы длины
-10 -6
нового поколения в диапазоне 10 - 10 м", обеспечивающие
единство линейных измерений в нанометровом и прилегающих к нему
диапазонах в нанотехнологиях и наноиндустрии.
В области метрологии государствами-участниками СНГ проводится согласованная политика, охватывающая все направления метрологической деятельности.
Международное сотрудничество МГС в сфере метрологии осуществляется в первую очередь с региональной организацией по метрологии КООМЕТ (Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений), членами которой является большинство государств-участников СНГ.
2.3. В области оценки (подтверждения) соответствия и управления качеством продукции и услуг
МГС принято Соглашение о принципах проведения и взаимного признания работ по сертификации от 4 июня 1992 года, в соответствии с которым для обеспечения единого подхода к признанию результатов сертификации МГС разработан и 22 мая 2001 года утвержден Порядок признания сертификатов соответствия в государствах-участниках СНГ (ПМГ 36-2001), а также 22 мая 2001 года одобрен проект Соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества как основа для принятия дву- и многосторонних соглашений между национальными органами государств-участников СНГ.
Для повышения взаимного доверия к национальным системам сертификации МГС принято Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия от 30 мая 2002 года.
По наиболее сложным в части процедуры сертификации группам взаимопоставляемой продукции национальными органами разработаны и приняты МГС Правила по сертификации однородных групп продукции (см. Приложение 3).
Сформирована и размещена на сайте МГС в Интернете информация об аккредитованных в государствах-участниках СНГ органах по сертификации и перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия национальными органами государств-участников СНГ, а также с применением декларации. Размещенная на сайте МГС информация позволяет товаропроизводителям из разных стран заблаговременно принимать меры, необходимые для продвижения товаров на рынки соответствующих государств.
По предложению Госстандарта Беларуси на Совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации (28-е заседание МГС, декабрь 2005 года) в феврале 2006 года проведено 16-е заседание научно-технической комиссии по подтверждению соответствия (НТКПС) по вопросу определения концепции применения схем (модулей) подтверждения соответствия в государствах-участниках СНГ. На заседании был рассмотрен вопрос о применяемых в государствах-участниках СНГ схемах подтверждения соответствия и предложениях по концепции применения схем подтверждения соответствия, а также принята рекомендация считать целесообразным разработку Межгосударственного соглашения по принятию документа "О модулях оценки (подтверждения) соответствия и требованиях относительно маркировки единым знаком доступа на рынок" и разработку межгосударственных технических регламентов на группы продукции. Госпотребстандартом Украины разработан проект Межгосударственного соглашения о модулях оценки (подтверждения) соответствия и требованиях относительно маркировки единым знаком доступа на национальные рынки государств-участников СНГ с учетом вновь принятых документов ЕС по данному вопросу. В настоящее время проект Соглашения о модулях оценки (подтверждения) соответствия и требованиях относительно маркировки единым знаком доступа на рынок находится в Исполнительном комитете СНГ, но на 34-м заседании МГС (декабрь 2008 года) было принято Решение просить Исполнительный комитет СНГ приостановить рассмотрение проекта Соглашения на уровне СНГ до доработки его на уровне МГС. В настоящее время МГС принято Решение о целесообразности продолжить работы по указанному проекту Соглашения одновременно с Соглашением об основах гармонизации технических регламентов (проект Соглашения находится в Исполнительном комитете СНГ) и с учетом принятия РМГ "Модули оценки соответствия и схемы сертификации" в государствах-участниках СНГ. РМГ "Модули оценки соответствия и схемы сертификации" разработаны Госпотребстандартом Украины и приняты на 37-м заседании МГС в июне 2010 года.
Для облегчения доступа на рынки продукции, производимой в государствах-участниках СНГ, разработан и принят МГС единый знак доступа продукции на рынки СНГ, которым может маркироваться согласованная в рамках МГС номенклатура продукции, отвечающая требованиям межгосударственных стандартов. Для формирования номенклатуры продукции разработано и принято Положение о порядке формирования, согласования, утверждения и введения номенклатуры продукции для маркирования единым знаком доступа (далее - Положение). В соответствии с Положением сформирована и принята МГС Номенклатура продукции, предлагаемой для маркирования единым знаком доступа на рынок государств-участников СНГ. Номенклатура доведена до производителей и органов по сертификации государств-участников СНГ и размещена на сайте МГС.
Работа по введению единого знака доступа на рынок, аналогичного знаку СЕ, применяемому в странах Европейского Союза, будет продолжена после принятия Межгосударственного соглашения о модулях оценки (подтверждения) соответствия и требованиях относительно маркировки единым знаком доступа на национальные рынки государств-участников СНГ.
В связи с развитием глобального экономического кризиса на Совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации (декабрь 2008 года) была выражена озабоченность членов МГС происходящими процессами, приводящими к созданию неоправданных технических барьеров в межгосударственной взаимной торговле, и принято Решение о мерах по содействию развитию взаимной торговли между государствами-участниками СНГ. На Совещании было признано, что достигнутые соглашения между государствами-участниками СНГ в сфере взаимного признания работ по сертификации (оценке соответствия) продукции выполняют свою положительную роль в обеспечении безопасности взаимопоставляемой продукции и снятии технических барьеров в межгосударственной торговле, что дает предприятиям-производителям государств-участников СНГ определенные преимущества.
Исходя из вышесказанного, члены МГС посчитали необходимым обратиться в правительства своих государств с предложением о необходимости сохранения и развития существующих соглашений в сфере взаимного признания работ по сертификации (оценке соответствия).
Проводимая МГС политика способствовала тому, что на пути продвижения товаров между государствами-участниками СНГ практически не возникало препятствий, связанных с сертификацией продукции.
В области повышения качества продукции, выпускаемой в государствах-участниках СНГ, национальные органы принимают самое непосредственное и активное участие. В ряде государств организовано проведение национальных конкурсов на соискание премий в области качества, что способствует развитию национальной экономики. Обобщив накопленный опыт, МГС выступил с инициативой о проведении Конкурса на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг (далее - Конкурс). 25 ноября 2005 года принято Решение Совета глав правительств СНГ о проведении Конкурса и утверждено
Положение о его проведении. 30 июня 2006 года Экономическим советом СНГ утвержден
Порядок проведения Конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг.
Решение о 1-м Конкурсе принято на 29-м заседании МГС 24 июня 2006 года. Решение о 2-м Конкурсе принято на 33-м заседании МГС 5 июня 2008 года. В 1-м Конкурсе приняли участие 6 государств из 9, подписавших Решение о Конкурсе, во 2-м Конкурсе - уже 7 государств. Награждение лауреатов и дипломантов 1-го Конкурса проведено на заседании Экономического совета СНГ 4 апреля 2008 года, 2-го Конкурса - на заседании Экономического совета СНГ 5 марта 2010 года.
Координацией работ в области оценки (подтверждения) соответствия в МГС занимается НТКПС. За отчетный период проведено 25 заседаний НТКПС. На заседаниях рассматриваются вопросы межгосударственного взаимодействия по вопросам оценки (подтверждения) соответствия, применения единых документов при оценке (подтверждении) соответствия и взаимодействия национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации в современных условиях.
Большое внимание МГС уделяется повышению уровня доверия к результатам работ по оценке и подтверждению соответствия, осуществляемых экспертами систем обязательной сертификации государств-участников СНГ.
На 21-м заседании МГС (Протокол N 21-2002) подписано Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия на основе взаимного согласования общих требований к компетентности персонала, правил сертификации персонала и типовых программ обучения персонала.
В 2004 году приняты ПМГ 68-2004 "Порядок признания сертификатов компетентности персонала в области подтверждения соответствия".
На 29-м заседании МГС (Протокол N 29-2006) в целях обеспечения единого подхода к вопросам сертификации систем менеджмента качества принята Типовая учебная программа подготовки экспертов-аудиторов по сертификации систем менеджмента качества.
С этой же целью на 30-м заседании МГС (Протокол N 30-2006) принята Специализированная программа "Подготовка экспертов по подтверждению соответствия молока и молочных продуктов".
На 31-м заседании МГС (Протокол N 31-2007) приняты Правила межгосударственные "Оценка соответствия. Правила сертификации персонала" (ПМГ 82-2007).
2.4. В области аккредитации
Координация работ в области аккредитации по закрепленным за МГС направлениям деятельности возложена на МГС Протоколом от 20 июня 2000 года о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и осуществляется научно-технической комиссией по аккредитации.
В развитие положений Соглашения МГС приняты Концепция сотрудничества по аккредитации в области оценки соответствия стран-участниц СНГ от 24 мая 2001 года и Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия от 22 мая 2003 года.
Проводимая МГС политика на основе принятых документов обеспечивает взаимное признание аккредитованных в национальных системах государств-участников СНГ органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий, а также результатов их деятельности.
В соответствии с Решением 33-го заседания МГС (Протокол N 33-2008) Национальное агентство по аккредитации Украины разработало проект Соглашения по вопросам аккредитации органов по оценке соответствия на основе международных и европейских требований. Проект Межгосударственного соглашения о взаимном признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия направлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке.
МГС принята Программа взаимодействия по аккредитации, включающая следующие вопросы:
участие государств-участников СНГ в заседаниях Генеральной Ассамблеи IAF и ILAC;
подготовка Перечня международных нормативных документов по вопросам аккредитации, на основе которых необходима разработка межгосударственных стандартов;
принятие Программы разработки и пересмотра межгосударственных стандартов по вопросам аккредитации на основе международных нормативных документов (основополагающие документы);
проведение учебно-практических семинаров по подготовке экспертов по аккредитации международного уровня;
практическое обучение (стажировка) экспертов национальных органов государств-участников МГС у международных экспертов по применению международных стандартов в области аккредитации;
получение помощи (консультаций) со стороны международных экспертов по подготовке к подтверждению соответствия международным стандартам национальных органов по аккредитации государств-участников МГС и отдельных лабораторий (по согласованию);
переход на применение международных стандартов, руководств, рекомендаций и процедур при проведении работ по аккредитации;
приведение документов национальных систем аккредитации в соответствие с международными требованиями, с учетом
Соглашения ТБТ ВТО;
разработка руководств по качеству и документированных процедур, подтверждающих соответствие национальных органов по аккредитации государств-участников СНГ Международному стандарту ИСО/МЭК 17011;
принятие Международного стандарта ИСО/МЭК 17011 в качестве межгосударственного стандарта;
создание региональной организации по аккредитации (в соответствии с решением МГС);
оформление заявок на членство и присоединение национальных органов по аккредитации стран СНГ к соглашениям о взаимном признании результатов работ по аккредитации (MRA) в рамках международных организаций по аккредитации IAF и ILAC (по мере готовности).
В развитие Программы взаимодействия по вопросам аккредитации принята Программа разработки и пересмотра межгосударственных стандартов по вопросам аккредитации на основе международных нормативных документов (основополагающие документы).
Проводится работа по развитию сотрудничества с международными организациями по аккредитации:
Международным форумом по Аккредитации (IAF) - в 2004 году МГС направлена заявка на членство в IAF, в соответствии с которой МГС предоставлен статус наблюдателя;
Международной конференцией по аккредитации испытательных лабораторий, членами которой является ряд государств-участников СНГ;
Европейской организацией по аккредитации (ЕА).
Прорабатываются вопросы создания региональной организации по аккредитации и развитию на двусторонней основе сотрудничества с государствами, не являющимися участниками СНГ.
2.5. В области методологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил
В рамках МГС в 2000 году для формирования единой политики и согласования вопросов координации деятельности в области методологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований стандартов (далее - технических регламентов, норм и правил) государств-участников СНГ образована новая научно-техническая комиссия МГС в области методологии и организации работ по надзору и контролю (НТКН).
Среди основных вопросов, рассматриваемых участниками НТКН в соответствии с Положением о НТКН, - обмен информацией о статусе и организационных основах надзора в государствах-участниках
Соглашения, разработка предложений к межправительственным соглашениям и решениям МГС по вопросам методологии и организации надзорной деятельности, формирование предложений в сфере госнадзора, а также сближение национальных законодательных актов в этой области и др.
Для улучшения координации надзорной и контрольной деятельности национальных органов государств-участников СНГ сформирована в электронном виде нормативная база основных правовых актов и организационно-методических документов по госнадзору.
Проводится работа по актуализации имеющейся в базе информации по вновь принятым законам и нормативным правовым актам, используемой органами государственного надзора в области контрольно-надзорной деятельности за соблюдением технических регламентов, норм и правил. Обобщенная информация направляется Бюро по стандартам МГС национальным органам для применения в работе по гармонизации разрабатываемых правовых документов.
Сформирован и направлен для использования в работе национальным органам Перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль в государствах-участниках СНГ.
Правовой основой для сотрудничества между органами по вопросам надзора за рынком являются ПМГ 32-2006 "Правила по межгосударственной стандартизации. Правила взаимодействия органов государственного надзора за стандартами".
В соответствии с Решением 27-го заседания МГС (Протокол N 27 от 22 июня 2005 года) Госстандартом Республики Беларусь создана Телекоммуникационная автоматизированная система (ТС) "Опасная продукция" для сбора и обмена на межгосударственном уровне информацией об опасной продукции для жизни, здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды, выявленной органами надзора и другими уполномоченными органами. При разработке системы учтены базовые принципы реквизитного состава действующей в Европейском Союзе системы оповещения об опасной продукции RAPEX.
Программное обеспечение ТС "Опасная продукция" установлено на сайте МГС www.easc.org.by.
В 2009 году в ПМГ 32-2006 внесены поправки в целях включения правил, касающихся системы обмена информацией об опасной продукции в рамках действующей ТС "Опасная продукция".
Согласованная работа органов госнадзора по контролю и надзору за взаимопоставляемой продукцией в рамках МГС осуществляется в соответствии с ПМГ 33-2006 "Правила по межгосударственной стандартизации. Порядок проведения проверок безопасности и качества взаимопоставляемой продукции".
ПМГ 33-2006 предусматривает порядок проведения проверок в целях защиты национальных интересов каждого государства-участника СНГ в вопросах качества продукции, обеспечения ее безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды и предотвращения доступа на потребительские рынки государств-участников СНГ некачественной и опасной для жизни, здоровья и охраны окружающей среды продукции и (или) изъятия данной продукции из товарооборота.
В связи с необходимостью гармонизации деятельности по надзору за рынками, ознакомления с принципами и правилами установившейся европейской практики технического регулирования в виде эффективных мер, способствующих сокращению технических барьеров в торговле, 31 мая-1 июня 2005 года в г. Бресте проведен межгосударственный семинар "Организация надзора за рынком в государствах-участниках СНГ и Европейского Союза" с участием представителей национальных органов по надзору государств-участников СНГ (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина), государств Европейского Союза (Болгария и Словакия). На семинаре были обсуждены проблемы сотрудничества в области надзора и контроля, современные подходы и перспективы развития госнадзора.
Учитывая важность и актуальность проблемы выявления фальсифицированной, контрафактной продукции, национальными органами в 2005-2006 годах на 6-м и 7-м заседаниях НТКН обсуждались средства и методы выявления фальсифицированной продукции, изъятия ее с рынка и необходимости обобщения соответствующего опыта в этом вопросе. Представленная национальными органами информация обобщена Бюро по стандартам МГС и направлена органам госнадзора для использования в работе.
В 2006-2007 годах на заседаниях НТКН был рассмотрен и обсужден проект документа Рабочей группы 6 ЕЭК ООН ECE/TRADE/C/WP.6/2006-2007/10 "Предложение по рекомендации "М" ЕЭС ООН. Использование надзора за рынком в качестве дополнительного инструмента обеспечения добросовестной конкуренции и защиты потребителей/пользователей от контрафактной продукции".
Этой проблеме уделено особое внимание, учитывая опасность, которую представляют контрафактные товары для здоровья и безопасности потребителей и пользователей, и необходимость наличия эффективной системы надзора за рынком для защиты и безопасности общества.
Предложения и замечания национальных органов по проекту были направлены МГС в ЕЭК ООН (исх. N 2/56 от 31.01.2007).
Для совершенствования обучения и повышения квалификации госинспекторов в государствах-участниках СНГ в целях обеспечения единого подхода в вопросах государственного надзора, взаимного признания результатов проводимых работ и гармонизации обучения специалистов в этой области на основе представленных национальных программ на 31-м заседании МГС в 2007 году приняты Типовая программа обучения и повышения квалификации государственных инспекторов в области надзора за соблюдением технических регламентов, норм и правил, а также Перечень приоритетных направлений при выборе объектов проверок в области надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил на 2007-2010 годы.
В целях реализации Решения 31-го заседания МГС (Протокол N 31-2007, п. 46.2) с учетом Перечня приоритетных направлений при выборе объектов проверок в области контроля и надзора на 2007-2010 годы (ПНН 2007-2010) органами государственного надзора за соблюдением технических регламентов, норм и правил государств-участников СНГ организованы и проведены в 2007-2008 годах целевые проверки безопасности и качества производимых и реализуемых игрушек.
Проверки проведены на территории следующих государств: Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.
Соблюдение требований нормативных документов при производстве и реализации игрушек было проверено на 46 предприятиях-изготовителях и в 460 организациях торговли.
По результатам проверок установлено, что в ряде случаев игрушки оказались некачественными или даже опасными. Основная доля некачественных товаров (игрушек) пришлась на мелкорозничную, оптовую и рыночную торговлю.
При проверке 46 предприятий-изготовителей игрушек в государствах-участниках СНГ нарушения обязательных требований нормативной документации выявлены на 13 предприятиях.
Основные нарушения, установленные органами госнадзора, при реализации детских игрушек импортного производства:
по безопасности, качеству и внешнему виду:
наличие недопустимого поверхностного окрашивания и росписи игрушек (погремушек);
по количеству миграции вредных веществ;
наличие облоя сверх допустимого значения;
наличие острых доступных кромок, заусенцев, трещин, необработанных дефектов поверхности;
по уровню звука и запаха;
корпус игрушки, непрочный к удару;
по маркировке:
отсутствует наименование изготовителя или его представителя, или импортера;
неполная информация об адресе изготовителя или его представителя, или импортера (указана только страна-изготовитель "made in China");
отсутствие удостоверений о государственной гигиенической регистрации;
отсутствие сертификатов подтверждения соответствия.
По результатам государственного надзора за нарушение требований технических нормативных правовых актов по стандартизации и правил обязательной сертификации:
запрещена реализация нестандартных либо несертифицированных партий детских игрушек;
составлены и направлены в суд протоколы об административных правонарушениях для принятия мер экономического воздействия, по которым применены штрафные санкции;
выданы предписания об устранении выявленных нарушений;
с частными предпринимателями проводилась разъяснительная работа.
Во исполнение Решения 35-го заседания МГС (Протокол N 35-2009, п. 32) и в соответствии с ПНН 2007-2010 годы органами госнадзора в 2009-2010 годах проведены специализированные проверки электроинструментов бытовых для ремонта и строительства (как отечественных, так и импортных), реализуемых на территориях государств-участников СНГ. Материалы проверок направляются в настоящее время в Бюро по стандартам МГС для обобщения и рассмотрения результатов проверок на 15-м заседании НТКН.
В 2009 году национальными органами государств-участников СНГ в рамках НТКН начаты работы по оценке риска при планировании госнадзора в целях повышения объективности и обоснованности принимаемых решений, для устранения неоправданного, избыточного контроля и повышения эффективности госнадзора.
Общей методологии оценки риска при выполнении работ по госнадзору в настоящее время не существует.
Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Российская Федерация) поручено разработать проект Рекомендаций, определяющий порядок проведения работ по определению критериев оценки риска деятельности субъектов хозяйствования при изготовлении продукции (работ, услуг), в отношении которой установлены требования к обеспечению ее безопасности для жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды при планировании госнадзора с учетом представленных предложений по этому вопросу Министерства экономики Республики Армения, Госстандарта Беларуси, Госстандарта Казахстана, Министерства экономики и торговли Республики Молдова, Госпотребстандарта Украины. Разрабатываемый проект Рекомендаций планируется обсудить на очередном НТКН.
Органы госнадзора национальных органов государств-участников СНГ в рамках МГС тесно взаимодействуют с Консультативной группой по вопросам надзора за рынком (группа "Марс") ЕЭК ООН по изучению передового опыта в отношении надзора за рынком и рассмотрению на заседаниях группы "Марс" вопросов, актуальных как для стран Европейского Союза, так и для государств-участников СНГ.
Среди них:
разработка проекта модели общей процедуры надзора за рынком, предусматривающей организацию контроля на национальных рынках для обеспечения соответствия товаров действующим нормативным документам. В разрабатываемый документ (третья версия) внесены изменения в целях обеспечения возможностей международного применения процедуры;
разработка руководящих принципов по оценке рисков и управлению ими для надзора за рынком;
выработка общей терминологии в области надзора за рынком в целях возможностей международного применения терминов и определений как необходимого условия для развития сотрудничества в области госнадзора.
2.6. В области применения современных информационных технологий в работах по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов
Большое внимание МГС уделяет вопросам применения информационных технологий, создания системы электронного взаимодействия участников работ при разработке, согласовании, принятии, подготовке к изданию и издании межгосударственных стандартов.
Рассмотрение предложений национальных органов по формированию согласованной научно-технической политики и координации работ по применению информационных технологий в стандартизации, метрологии, оценке соответствия и надзоре за рынком, а также подготовку рекомендаций по их реализации осуществляет Рабочая группа по применению информационных технологий в сфере стандартизации, метрологии и оценки соответствия НТКС (далее - РГ по информационным технологиям).
За прошедший период проведено 22 заседания РГ по информационным технологиям, на которых рассмотрено более 170 вопросов.
В целях улучшения информационного обеспечения о действующих в государствах-участниках СНГ межгосударственных и национальных стандартах в 1998 году была разработана, прошла апробирование и введена в эксплуатацию межгосударственная информационно-поисковая система (ИПС) "СНГ Стандарт", включающая базы данных международных, межгосударственных и национальных стандартов государств-участников СНГ. Для обеспечения национальных органов и других пользователей системы достоверной информацией регулярно проводится актуализация баз данных, вошедших в систему.
Для перехода в рамках МГС на обмен проектами и принятыми нормативными документам в электронном виде в 2002 году на 21-м заседании МГС были приняты Правила обмена документами в электронном формате (ПМГ 48-2002), определившие форматы (редактируемый и не редактируемый) и порядок обмена.
В 2002 году в соответствии с Решением 25-го заседания МГС Госстандартом Беларуси с участием других национальных органов разработана система электронного голосования по проектам межгосударственных нормативных документов. Программное обеспечение системы позволяет национальным органам - разработчикам межгосударственных стандартов размещать в системе их проекты для рассмотрения или принятия, а также в автоматическом режиме информировать об этом другие заинтересованные национальные органы. В свою очередь, заинтересованные национальные органы имеют возможность по каждому из проектов размещать имеющиеся у них замечания и предложения или осуществлять голосование. Принятые межгосударственные стандарты после их регистрации Бюро по стандартам МГС размещает в системе для издания, в автоматическом режиме информируя об этом национальные органы.
Для обеспечения информационного взаимодействия национальных органов в вопросах планирования, разработки, принятия и опубликования межгосударственных нормативных документов Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Российская Федерация) совместно с Госстандартом Беларуси и Госпотребстандартом Украины разработана Интегрированная автоматизированная информационная система МГС (АИС МГС), которая прошла опытную эксплуатацию. В 2010 году планируется доработать АИС МГС по результатам опытной эксплуатации и ввести в I квартале 2011 года в промышленную эксплуатацию.
3. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮРО ПО СТАНДАРТАМ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Бюро по стандартам осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного МГС. В целях создания более благоприятных и стабильных условий деятельности Бюро по стандартам целесообразно было бы внесение изменений в
Положение о МГС, определяющих статус Бюро как рабочего органа МГС.
Проведение и финансирование работ по межгосударственной стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и аккредитации осуществляются национальными органами государств-участников СНГ в соответствии с решениями МГС.
Финансирование работ, выполняемых Бюро по стандартам, осуществляется в соответствии с
Положениями о МГС и о Бюро по стандартам за счет взносов национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, устанавливаемых МГС.
4. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2. Международная организация по стандартизации (ИСО) признала МГС как региональную организацию по стандартизации для Содружества Независимых Государств.
3. Созданы нормативно-правовая база, организационная структура, а также определены принципы функционирования и взаимодействия всех государств-участников СНГ на равноправной основе, обеспечивающие:
формирование и реализацию единой технической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации;
сохранение, применение и развитие единой нормативной базы, основу которой составляют межгосударственные стандарты, межгосударственные классификаторы и другие нормативные документы;
формирование приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации с учетом экономических интересов государств-участников СНГ;
формирование согласованной эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов;
взаимное признание работ по аккредитации органов по оценке (подтверждению) соответствия, измерительных и испытательных центров и лабораторий;
взаимное признание результатов испытаний и оценки (подтверждения) соответствия продукции и услуг.
В условиях перехода государств-участников СНГ на принятые в международной практике принципы технического регулирования, отвечающие требованиям ВТО, основной задачей МГС и других органов отраслевого сотрудничества СНГ является создание правовой и нормативно-технической базы по гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ.
Для успешного продвижения в этом направлении необходимо ускорить принятие Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ и организовать работу по реализации основных положений Соглашения.
4. Во всех государствах-участниках СНГ создана техническая база и подготовлены специалисты для применения современных информационных технологий в работах по стандартизации, метрологическому обеспечению, оценке (подтверждению) соответствия и аккредитации. Применяемые в рамках МГС автоматизированные информационно-поисковые системы обеспечивают национальные органы государств-участников
Соглашения информацией о действующих международных, межгосударственных и национальных стандартах, позволяют формировать программы межгосударственной стандартизации и обеспечивают рассмотрение проектов межгосударственных нормативных документов на всех этапах разработки, включая издание. Дальнейшее развитие работ по применению информационных технологий связано с введением в 2011 году интегрированной информационной системы МГС.
5. Организовано взаимодействие с международными и региональными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЕЛЕК), метрологии (КООМЕТ), аккредитации (IAF) и национальными организациями ведущих государств.
В ближайшее время перед МГС стоит задача организовать сотрудничество и по другим направлениям:
стандартизации - с Комиссией ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары, Обществом автомобильных инженеров, Американским институтом нефти, Американским обществом по испытаниям и материалам;
метрологии - с МОЗМ;
качеству и оценке соответствия - с Европейской организацией по качеству;
аккредитации лабораторий - с ILAC.
6. Наряду с существенным вкладом, который вносит МГС в процесс формирования единого экономического пространства в рамках СНГ и интеграции государств-участников СНГ в мировую экономику, имеет место ряд нерешенных проблем, тормозящих этот процесс.
В соответствии с практикой ведущих государств и международных организаций для поддержания действующего фонда стандартов на современном научно-техническом уровне необходимо осуществлять его обновление ежегодно в пределах не менее 10%. За 18 лет работы МГС из-за недостаточного финансирования удалось обновить не более 25% фонда межгосударственных стандартов. Международными организациями по стандартизации ежегодно принимаются более 1000 международных стандартов, из них 80% - по приоритетным для государств-участников СНГ направлениям. При этом через год - полтора после принятия международные стандарты, как правило, применяются в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В сложившихся условиях задачей МГС является активизация усилий государств-участников СНГ по применению вновь принимаемых международных и европейских стандартов в качестве межгосударственных, а также участие в работе соответствующих технических комитетов международных организаций, чтобы учитывать интересы государств-участников СНГ на стадиях разработки проектов международных стандартов с целью производства продукции, отвечающей требованиям вновь принятых международных и европейских стандартов.
Необходимо повысить эффективность работы МГС по закрепленным направлениям сотрудничества, опираясь на более тесное взаимодействие с органами отраслевого сотрудничества СНГ, передовой опыт международных организаций и Европейского Союза. Обеспечить безусловное достижение стратегических целей, предусмотренных Стратегией развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) на период до 2020 года.
С учетом вышеизложенного в 2010 году необходимо разработать и принять Приоритетные направления межгосударственной стандартизации на 2011-2015 годы, которые обеспечат формирование отвечающей современным требованиям гармонизированной доказательной базы для производства и оценки соответствия требованиям технических регламентов наиболее значимой для взаимной торговли продукции.
Только при таком подходе к межгосударственной стандартизации общими усилиями государств-участников СНГ в течение 5-6 лет будет создана обновленная нормативная база, отвечающая требованиям современного рынка. Необходимо оперативно использовать стандартизацию как стратегию для завоевания рынков.
7. Традиционно сложилось так, что вопросами качества в государствах-участниках СНГ занимаются национальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации.
Исходя из этого, одной из основных задач МГС является координация усилий государств-участников СНГ по внедрению международных стандартов в области управления качеством, окружающей средой и безопасностью на производстве.
В целях стимулирования производства конкурентоспособной высококачественной продукции в СНГ необходимо продолжить работу по присуждению Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг, обеспечив свободный доступ продукции победителей конкурса на рынки государств-участников СНГ.
Приложение 1
Соглашения,
подписанные главами правительств государств-участников СНГ
Протокол от 22 ноября 2007 года о внесении изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;
Протокол от 22 ноября 2007 года о внесении изменений в Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью поверки и метрологической аттестации.
Соглашения, принятые в рамках МГС
Соглашение о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации от 4 июня 1992 года;
Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений от 6 декабря 2006 года;
Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов от 24 июня 2006 года;
................Перейти до повного тексту