- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Закон України
Модельный закон
о гидрометеорологической деятельности
Принят
на девятом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 9-13
от 8 июня 1997 года)
Настоящий Закон направлен на регулирование гидрометеорологической деятельности с целью удовлетворения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
окружающая природная среда - совокупность используемых и неиспользуемых климатических, земельных, водных ресурсов, недр, атмосферного и околоземного космического пространства, объектов растительного и животного мира, взаимосвязанных между собой и образующих естественные экологические комплексы или системы;
гидрометеорологическая служба - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных между собой предприятий, учреждений, центров, станций, постов, обеспечивающих выполнение комплекса работ в области метеорологии, гидрологии и других смежных областях, включая климатологию, океанологию, агрометеорологию, мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, и предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и стихийных явлениях;
национальная гидрометеорологическая система - совокупность государственных и ведомственных гидрометеорологических организаций и служб, других производителей гидрометеорологической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
международная гидрометеорологическая сеть - совокупность технологически взаимосвязанных национальных гидрометеорологических систем, действующих на основе международных договоров;
наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением - инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, гидрологических, климатических, океанологических, агрометеорологических, патологических и гелиогеофизических характеристик и параметров, а также состояния ее загрязнения (химического, радиоактивного, гидробиологического, теплового);
наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения - система постоянных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее загрязнения в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях (импактный мониторинг);
информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - данные, полученные в результате наблюдений за состоянием, загрязнением окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, получаемые в результате анализа и обработки используемых данных);
экстренная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - фактическая и прогностическая информация о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения окружающей природной среды, которая передается немедленно после ее получения и подготовки в установленном порядке;
информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении общего назначения - фактическая и прогностическая информация, полученная и собранная в установленном режиме и обработанная по специальным методикам;
специализированная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - целевая информация, влекущая за собой дополнительные затраты на ее получение, обработку, анализ, хранение и предоставление в соответствии с требованиями потребителей;
гидрометеорологические работы общенационального и международного уровней - работы и исследования глобального, национального или межрегионального масштабов, а также работы и исследования, имеющие важное значение для развития экономики, безопасности населения и государства, а также устойчивого функционирования экономики и социальной сферы;
гидрометеорологические работы специального назначения - работы и исследования, выполняемые в интересах отдельных регионов, юридических и физических лиц;
единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - все данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении гидрометеорологического характера, полученные на территории государства и за его пределами субъектами национальной гидрометеорологической системы.
Статья 2. Цели и назначение Закона
Целями настоящего Закона являются:
установление общеобязательных законодательных требований, предъявляемых к гидрометеорологической деятельности;
согласование национальных норм законодательства с международными правовыми принципами и нормами в области гидрометеорологической деятельности;
создание условий для формирования рыночных отношений в области производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования (предоставления, реализации) информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
правовое обеспечение согласованного и эффективного функционирования национальной гидрометеорологической системы в международной гидрометеорологической сети.
Закон служит основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности.
Статья 3. Законодательство о гидрометеорологической деятельности
Законодательство в области гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства.
Отношения по использованию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не урегулированные настоящим Законом, регулируются гражданским законодательством и специальным законодательством государства об информатизации и защите информационных данных.
Статья 4. Принципы гидрометеорологической деятельности
Гидрометеорологическая деятельность должна осуществляться при соблюдении следующих принципов:
а) глобальности, комплексности, системности и непрерывности наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
б) единства научно обоснованных технологий производства наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
в) координации и интеграции деятельности национальной гидрометеорологической системы с деятельностью международной гидрометеорологической сети и мониторинговых систем;
г) доступности, достоверности, необходимой достаточности и эффективности использования информации о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
Статья 5. Гидрометеорологическая деятельность
Гидрометеорологической деятельностью является процесс производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования на договорных началах или других законных основаниях информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также связанные с ним иные работы и услуги информационного характера.
Гидрометеорологическая деятельность включает комплексную систему государственных наблюдений и государственного контроля для получения информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, отвечающую принципам статьи 4 настоящего Закона, и обеспечения этой информацией заинтересованных юридических и физических лиц.
Статья 6. Производители и потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении
В качестве производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении выступают специализированные государственные национальные и зарубежные гидрометеорологические органы и службы, а также неспециализированные субъекты хозяйствования, производящие наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по договорам (при наличии лицензий) с государственными гидрометеорологическими органами и службами.
Потребителями информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении являются юридические лица, в том числе органы государственной власти, граждане государства, лица без гражданства, а также иностранные юридические и физические лица, если иное не предусмотрено законодательством.
Статья 7. Права и обязанности производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
осуществлять гидрометеорологическую деятельность, предусмотренную их учредительными документами, а в некоторых случаях договорами или специальными разрешениями (лицензиями);
получать плату за информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении в соответствии с законодательством;
обладать информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, авторством на научные и другие результаты деятельности и полномочиями защиты авторских прав;
отказаться от предоставления информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении потребителю при нарушении им условий договора на обеспечение такой информацией;
требовать возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных по вине потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении или третьих лиц;
заявлять ходатайства об устранении необоснованных препятствий для осуществления гидрометеорологической деятельности;
осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством.
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны:
проводить наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением в соответствии с требованиями национального законодательства, международных правовых актов, методик и другими общепризнанными требованиями;
соблюдать условия договоров при производстве, сборе, обработке, анализе, хранении и предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
вести учет и предоставлять в установленном порядке информацию о выполненных гидрометеорологических работах;
вносить в установленные сроки налоги и другие обязательные платежи.
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не относящиеся к государственной гидрометеорологической службе, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в установленном порядке предоставляют результаты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением и информационную продукцию в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством и специальными соглашениями на производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены другие обязанности.
Статья 8. Общие права и обязанности потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении
Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
получать информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, в том числе на основании договоров, заключенных с производителями такой информации;
отказаться от информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении при нарушении производителем этой информации условий договоров, действующего законодательства, нормативов, методик, других общепризнанных требований;
свободно выбирать производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
совершать иные действия, не запрещенные законодательством.
Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологических работ.
Законодательством и договорами на потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены и другие обязанности.
Статья 9. Права и обязанности граждан, общественных объединений и иных юридических лиц в области гидрометеорологической деятельности
Граждане, общественные объединения и иные юридические лица имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа.
Граждане и природоохранные общественные объединения имеют право проводить независимые наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. Полученные данные могут быть распространены через средства массовой информации и иными способами только после согласования со специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии.
Граждане и юридические лица обязаны сообщать в специально уполномоченные органы исполнительной власти по гидрометеорологии и (или) местные органы исполнительной власти о стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, нарушениях технологических процессов, вследствие которых произошли или могут произойти загрязнение окружающей природной среды и другие опасные последствия, угрожающие жизни и здоровью населения, а также об уничтожении и повреждении гидрометеорологического оборудования.
Статья 10. Объекты гидрометеорологической деятельности и направления использования ее результатов
К объектам гидрометеорологической деятельности относятся: климат, метеорологические и гидрологические условия, изменения окружающей природной среды в результате воздействия естественных и антропогенных факторов, отдельные регионы и экосистемы.
Результаты гидрометеорологической деятельности могут использоваться в любых сферах и отраслях государством, осуществляющим эту деятельность, зарубежными странами и международными организациями.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Государственное регулирование гидрометеорологической деятельности
Функции государственного регулирования гидрометеорологической деятельности осуществляют органы законодательной власти и центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции путем:
1) определения направлений и разработки государственных программ в области гидрометеорологической деятельности;
2) принятия нормативных актов, определяющих условия и порядок осуществления гидрометеорологической деятельности;
3) утверждения структуры и компетенции органов управления гидрометеорологической деятельностью, а также перечня видов гидрометеорологической деятельности, являющихся прерогативой государства;
4) определение порядка и условий ведения мониторинга охраны окружающей природной среды и ее загрязнения как составной части национальной системы мониторинга окружающей среды;
5) содействия развитию рынка информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и защиты прав производителей и потребителей этой информации;
6) разработки национальных нормативов, методик и других условий гидрометеорологической деятельности в соответствии с международными требованиями;
7) осуществления тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики в области гидрометеорологии;
8) определения норм безопасности и охраны окружающей среды при производстве наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, а также в процессе осуществления их в особых условиях;
9) установления порядка возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных в процессе гидрометеорологической деятельности;
10) участия в развитии международной гидрометеорологической сети;
11) разработки систем учета и отчетности в области гидрометеорологической деятельности, сертификации гидрометеорологических работ;
12) осуществления государственного контроля за соблюдением настоящего Закона, других нормативных актов, норм и условий в области гидрометеорологической деятельности;
13) организации международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности.
Статья 12. Государственное управление гидрометеорологической деятельностью
Общее государственное управление гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Непосредственное управление гидрометеорологической деятельностью является компетенцией специально уполномоченных и местных (территориальных) центральных органов исполнительной власти по гидрометеорологии, которым подчинена государственная гидрометеорологическая служба.
Отдельные функции государственного управления гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы по чрезвычайным ситуациям, охране природы, транспорту и коммуникациям, здравоохранению, внутренних дел и другие органы исполнительной власти.
Статья 13. Компетенция органов исполнительной власти в области гидрометеорологической деятельности
При осуществлении гидрометеорологической деятельности центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции реализуют:
функции, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, а также исполнительные, распорядительные, разрешительные, надзорные и контрольные функции;
координацию деятельности национальных гидрометеорологических органов и служб независимо от их подчиненности;
организацию финансирования и выполнения национальных, региональных, местных и специальных программ, работ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;
обеспечение финансирования государственной гидрометеорологической службы, включая финансирование научной, производственно-хозяйственной деятельности и развития ее социальной инфраструктуры.
Статья 14. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии
К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии относятся:
реализация государственной политики, участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;
подготовка проектов нормативных актов, национальных нормативов, методик и других общеобязательных требований в области гидрометеорологической деятельности;
распределение полномочий между центральными и местными (территориальными) органами по гидрометеорологии;
формирование, обеспечение функционирования и развития национальной гидрометеорологической системы и координация деятельности субъектов хозяйствования, не входящих в государственную гидрометеорологическую службу, но осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
выдача специальных разрешений (лицензий) на право осуществления гидрометеорологической деятельности субъектам хозяйствования, не входящим в структуру государственной гидрометеорологической службы;
создание и обеспечение функционирования единой взаимоувязанной государственной подсистемы сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
обеспечение органов государственной власти, вооруженных сил, отраслей экономики, населения и других пользователей режимно-справочными материалами, фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, включая экстренную информацию о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения;
определение перечня гидрометеорологических работ международного, национального, регионального и местного уровней, обеспечение их выполнения и выдача официальных прогнозов, другой продукции по оценке состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
организация и проведение научных исследований национального, регионального и местного значения по оценке и прогнозированию состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
формирование базы государственных информационных ресурсов, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных и продукции, средств контроля состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, их сертификации, стандартизации;
организация и проведение работ по активным воздействиям на метеорологические и другие геофизические процессы в интересах отраслей экономики и безопасности населения страны, а также государственный надзор за их проведением на всей территории государства, осуществляемый в соответствии с положением, утверждаемым правительством государства;
обеспечение совместно с органами внутренних дел охраны пунктов государственной наблюдательной сети от противоправных действий;
осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологии и других смежных областях по направлениям деятельности, входящим в его компетенцию.
Решения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии, относящиеся к вопросам гидрометеорологической деятельности, обязательны для исполнения всеми участниками этой деятельности.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и его органы на местах осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Органы исполнительной власти должны учитывать рекомендации органов гидрометеорологии по вопросам состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.
Статья 15. Состав государственной гидрометеорологической службы
Гидрометеорологическая служба государства включает государственную, ведомственную и другие гидрометеорологические службы.
В состав государственной гидрометеорологической службы входят:
а) государственная сеть наблюдений, включающая метеорологические, гидрологические, аэрологические, морские гидрометеорологические, агрометеорологические и другие специализированные посты и станции, бюро и обсерватории, а также центры по гидрометеорологии, контролю природной окружающей среды и ее загрязнения, солнечные, радиоастрономические, магнитные и ионосферные центры;
б) лаборатории наблюдения за загрязнением окружающей природной среды; гидрометеорологические, океанологические и природоресурсные космические станции и спутники международной гидрометеорологической сети, функционально входящие в национальную гидрометеорологическую систему;
в) станции, расположенные на дрейфующих льдах в Антарктике, на научно-исследовательских, транспортных и промысловых судах; авиалаборатории; дрейфующие буи; станции ракетного зондирования атмосферы и другие наблюдательные службы;
г) единая государственная подсистема сбора, обработки, анализа, хранения и доведения до пользователей фактической и прогностической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
д) единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
е) военизированные подразделения по активному воздействию на метеорологические, гидрологические и другие естественные процессы, протекающие в окружающей природной среде.
Состав ведомственных, коммерческих и некоммерческих структур, осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, определяется по подведомственности этих структур.
Статья 16. Работники гидрометеорологической службы
Права и обязанности, а также условия труда и социального обеспечения работников государственной и ведомственных гидрометеорологических служб определяются положением, утверждаемым правительством государства.
Должностные лица и специалисты государственной гидрометеорологической службы имеют статус государственных служащих.
Статья 17. Полномочия других государственных органов в области гидрометеорологической деятельности
Государственные органы, указанные в части третьей статьи 12 настоящего Закона, осуществляют функции управления в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с действующим законодательством и положениями об этих органах, а также обеспечивают:
выполнение наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по специальным разрешениям (лицензиям), выдаваемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии;
координацию и контроль работы находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб с целью обеспечения потребителей качественной информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении применительно к профилю своей отраслевой деятельности;
формирование предложений по участию находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб в наблюдениях и научных исследованиях национального, регионального или местного уровней;
................Перейти до повного тексту