- Правова система ipLex360
- Законодавство
- Закон України
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Об образовании
( ВВСК, 1992 г., N 8, ст. 295 )
( Закон вводится в действие Постановлением ВС Крыма
N 121-1
( rb0121002-92 ) от 02.07.92 )
( Статьи 3, 4, 5, 6, абзац третий пункта 6.1, пункт 6.2,
абзацы пятый, восьмой - одиннадцатый, тринадцатый -
шестнадцатый пункта 6.3, абзацы второй - четвертый,
восьмой, девятый пункта 6.5, абзацы третий и четвертый
пункта 6.6, абзацы четвертый пункта 6.7 статьи 6,
статьи 7, 19 этого Закона противоречат соответственно
статьям 4, 6, 9, 10, 11, 12, части второй статьи 27,
статьям 24, 25, 28, 29, 31, 32, 33, части третьей
статьи 40, статье 61 Закона Украины "Об образовании"
в соответствии с Постановлением Верховного Совета
Украины от 17 ноября 1994 года
N 250/94-ВР отменены в
соответствии с Постановлением ВР Украины N 250/94-ВР
( 250/94-ВР ) от 17.11.94 )
Образование - основа духовного, социального, экономического,
культурного прогресса общества.
Основной целью образования является формирование и развитие
личности, способной саморазвиваться и активно действовать в
изменяющихся условиях жизни, ориентируясь на общечеловеческие
ценности, сознающей ответственность перед семьей, обществом,
способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Настоящий закон определяет цели, содержание, задачи, основные
принципы и механизмы осуществления образования в Республике,
деятельность государственных и негосударственных образовательных
учреждений.
Республика Крым в соответствии с Декларацией о
государственном суверенитете Крыма
( rb001d002-91 ) самостоятельно
решает вопросы образования, за исключением функций, делегированных
настоящим Законом Украины.
Республика Крым признает образование приоритетной сферой
социально-экономического, духовного и культурного развития
общества и обеспечивает права граждан на получение общих и
профессиональных знаний, защиту интеллектуальной собственности,
таланта и образованности.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Крым об образовании.
Законодательство Республики Крым об образовании основывается
на Конституции Республики Крым
( rb239k002-98 ) и состоит из
настоящего Закона, других законодательных актов Республики,
принимаемых в соответствии с ним.
1.1. Задачей законодательства Республики Крым об образовании
является регулирование общественных отношений в области обучения,
воспитания, профессиональной и научной подготовки граждан,
определение правовых основ деятельности учреждений образования.
На отношения, не урегулированные законодательством Республики
Крым, распространяются законодательные акты Украины.
Статья 2. Право граждан на образование.
Граждане, проживающие на территории Республики Крым, имеют
право на образование независимо от пола, расовой, национальной
принадлежности, социального и имущественного положения, рода и
характера занятий, мировоззренческих убеждений, вероисповедания,
состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств.
Это право обеспечивается:
- получением бесплатного образования в государственных
образовательных учреждениях в пределах объема знаний,
устанавливаемого Министерством образования Республики Крым;
- разветвленной сетью образовательных учреждений, основанных
на разных формах собственности, научных, методических и учреждений
повышения квалификации, переподготовки кадров;
- открытым характером образовательных учреждений, созданием
условий для выбора профиля обучения в соответствии со
способностями и интересами гражданина;
- различными формами обучения: очной, вечерней, заочной,
семейной, экстерном;
- преимущественным правом выбора образовательного учреждения
по месту жительства и выбором языка обучения, изучения и
воспитания.
Государство осуществляет социальную защиту воспитанников,
учащихся, студентов, слушателей, клинических ординаторов,
аспирантов, докторантов независимо от формы их обучения, типов и
форм собственности учебных заведений, частично или полностью несет
расходы по их содержанию, способствует получению образования в
домашних условиях.
Для получения документа об образовании граждане имеют право
на государственную аттестацию (экзамены).
Граждане других республик, государств, лица без гражданства
получают образование в учебно-воспитательных заведениях Республики
Крым в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Государственная политика в области образования.
Государственная политика в области образования определяется
Верховным Советом Республики Крым и осуществляется органами
государственного управления в соответствии с настоящим Законом.
Наряду с государственными могут создаваться негосударственные
учебные заведения разных форм собственности, действующие на
основании Положения, утверждаемого Советом Министров Крыма.
3.1. Основные принципы образования в Республике Крым:
- непрерывность, предполагающая целостность, системность,
преемственность различных форм, видов и ступеней образования;
- доступность для каждого гражданина всех форм и типов
образовательных услуг, предоставляемых государством;
- равенство условий каждого человека для полной реализации
его способностей, таланта, всестороннего развития;
- гуманитаризация, приоритетность общечеловеческих духовных
ценностей над политическими и классовыми интересами; независимость
государственной системы образования от политических партий, других
общественных и религиозных организаций;
- демократизация образования, всего уклада жизнедеятельности
образовательных учреждений, предполагающая развитие активности,
инициативы, творчества участников образовательного процесса;
- органическая связь с национальной историей, культурой,
традициями;
- научный, светский характер образования в государственных
образовательных учреждениях;
- интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с
образованием других республик и государств; соответствие
образования мировому уровню;
- обязательность обучения до 15-летнего возраста.
3.2. Учебно-воспитательный процесс в государственных
образовательных учреждениях свободен от вмешательства политических
партий, общественных и религиозных организаций.
Привлечение несовершеннолетних к участию в политических
акциях во время учебно-воспитательного процесса не допускается.
Принадлежность педагогического работника к какой-либо политической
партии, общественной, религиозной организациям, действующих в
рамках Закона, не является препятствием для педагогической работы.
Учащиеся, студенты, работники образования могут создавать в
учебно-воспитательных заведениях структуры общественных
объединений, членами которых они являются и деятельность которых
не противоречит Конституции Республики Крым.
3.3. Государственные образовательные учреждения Республики
Крым отделены от церкви (религиозных организаций), носят светский
характер.
Статья 4. Язык образования.
Официальным языком и языком делопроизводства в
образовательных учреждениях является русский язык.
На основании Конституции Республики Крым учебное заведение
самостоятельно определяет язык обучения и воспитания из перечня
государственных.
Государство гарантирует право изучения государственных языков
Республики Крым в соответствии с запросами родителей (лиц, их
заменяющих), учащихся и студентов.
Для немногочисленных и некомпактно проживающих национальных
групп в целях изучения ими родного языка могут создаваться в
государственных школах классы или факультативы, а также воскресные
школы, а в местах компактного проживания национальных групп
государство гарантирует право изучения родного языка в
соответствии с желанием родителей (лиц, их заменяющих), учащихся
при соответствующих возможностях учебных заведений.
Статья 5. Государственное управление и общественное
самоуправление в системе образования.
В Республике Крым для управления образованием создается
государственная система управления. Органы государственной системы
управления действуют в пределах полномочий, определенных настоящим
Законом, другими законодательными актами Республики Крым.
5.1. Органами государственного управления образованием
Республики Крым являются:
- Министерство образования Республики Крым;
- министерства, комитеты, управления, другие подразделения
Совета Министров Крыма, имеющие образовательные учреждения;
- местные Советы народных депутатов, их исполнительные
комитеты и соответствующие структурные подразделения.
5.2. Полномочия органов государственного управления
образованием.
Министерство образования Республики Крым является центральным
органом государственного управления образованием в Республике.
Министерство образования осуществляет свою деятельность на основе
Положения о нем, утверждаемого Советом Министров Крыма.
Министерство образования Республики Крым, министерства,
комитеты, управления, другие подразделения Совета Министров Крыма,
имеющие образовательные учреждения, принимают участие в разработке
и реализации государственной политики в области образования,
науки, профессиональной подготовки кадров, республиканских
программ развития образования, включая международные, с учетом
национальных, социально-экономических, демографических и других
особенностей, в определении перспектив и направлений развития
образования, требований к его содержанию, уровню и объему базового
компонента, нормативов материально-технического, финансового
обеспечения образовательных учреждений; доли республиканского
дохода, направляемого на финансирование образования; осуществляют
координационные, научно-методические функции и государственное
инспектирование; обеспечивают связи с другими республиками и
государствами; организуют изучение опыта, достижений науки и
пропагандируют их.
Министерство образования Республики Крым, другие органы
управления, имеющие образовательные учреждения республиканского
значения, проводят аттестацию и аккредитацию этих учреждений,
выдают им лицензии, сертификаты, разрабатывают условия приема в
учебные заведения, вносят предложения в Совет Министров Крыма:
- о порядке создания, реорганизации и ликвидации
образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров,
финансировании, размерах сборов, направляемых на образование;
- о льготах, видах и нормах материального обеспечения
учащихся, воспитанников, педагогических работников образовательных
учреждений, размерах их ставок заработной платы и должностных
окладов.
К компетенции Министерства образования Республики Крым
относится:
- координация деятельности расположенных на территории
Республики высших учебных заведений в соответствии с
делегированными Министерством образования Украины функциями;
- развитие сети организаций, предприятий системы образования
и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в
физическом или умственном развитии, требующих особых условий
воспитания;
- контроль за соблюдением законодательства Республики Крым по
вопросам образования в учебно-воспитательных учреждениях,
находящихся в ведении отраслевых и других государственных органов,
организаций, предприятий;
- создание единой для Республики Крым системы статистической
информации в образовании;
- информационное обеспечение системы образования;
- представление к государственным наградам и почетным званиям
Украины работников образования, присвоение им почетных званий
Республики Крым;
- выдача лицензий (разрешений), сертификатов образовательным
учреждениям разных форм собственности;
- заказ научных исследований по вопросам народного
образования. Положения об учебно-воспитательных заведениях, их
аттестации и аккредитации утверждаются Советом Министров Крыма.
Акты Министерства образования Республики Крым, принятые в пределах
своей компетенции, являются обязательными для министерств,
комитетов, управлений, других подразделений Совета Министров,
имеющих образовательные учреждения, исполнительных комитетов
местных Советов народных депутатов, их соответствующих структурных
подразделений, образовательных учреждений, основанных на разных
формах собственности.
Органы государственного управления образованием контролируют
соблюдение законодательства Республики Крым по вопросам обучения и
воспитания в учебно-воспитательных учреждениях, находящихся в
ведении отраслевых и других государственных органов, организаций,
предприятий.
Не допускается создание и деятельность в государственных
органах управления образованием организационных структур
политических партий и общественно-политических движений.
5.3. Государственная инспекция системы образования.
В составе органов государственного управления образованием
Республики Крым действует государственная инспекция.
Инспектирование качества образования учащихся учреждений разной
формы собственности в пределах установленного республиканским
Министерством образования объеме осуществляется инспекторами
органов государственного управления образованием различного
уровня, по своему статусу принадлежащих к педагогическим
работникам.
5.4. Полномочия местных Советов народных депутатов в области
образования.
Местные Советы народных депутатов осуществляют
государственную политику в области образования в пределах своей
компетенции, разрабатывают и реализуют территориальные программы
развития образования, включая международные, с учетом региональной
специфики.
К компетенции местных Советов народных депутатов относится:
- бюджетное финансирование образовательных учреждений
коммунальной собственности из расчета на одного воспитанника,
учащегося не ниже размеров, определенных по методике расчета
минимального бюджетного финансирования, утверждаемой Советом
Министров Крыма;
- участие в долевом финансировании образовательных
учреждений, относящихся к республиканской и другим формам
собственности, представляющих образовательные услуги населению по
заказам местных Советов народных депутатов;
- развитие сети учебно-воспитательных учреждений, организаций
системы образования, обеспечение их материальной базы,
санитарно-гигиенических условий, хозяйственного обслуживания,
текущего и капитального ремонтов, строительства;
- принятие функций заказчика по строительству образовательных
учреждений;
- установление целевых сборов на цели образования;
- дополнительная (к действующим на территории Республики Крым
льготам, видам и нормам материального обеспечения) социальная
защита работников образования, детей, учащейся и студенческой
молодежи, создание условий для их воспитания, учебы и работы;
- организация учета детей школьного возраста, контроль за
выполнением требований по обязательному их обучению до 15 лет;
трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы;
- решение в установленном законодательством порядке вопросов
опеки и попечительства в отношении детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, защита их прав, оказание материальной и
другой помощи;
- создание надлежащих условий по месту жительства для
воспитания детей, молодежи, развития способностей, удовлетворения
их интересов;
- обеспечение регулярного бесплатного подвоза к местам
обучения учащихся в сельской местности;
- организация профессионального консультирования молодежи, а
также производительного труда учащихся, обеспечение сырьем,
материалами, помещениями, оборудованием;
- регистрация уставов образовательных учреждений всех типов,
отнесенных к их собственности, учреждений других форм
собственности, предоставляющих образовательные услуги местным
жителям;
- финансирование дополнительных учебных предметов и курсов,
опытно-экспериментальных работ в учебных заведениях;
- увеличение размеров доплат за педагогическую деятельность,
звания в пределах выделяемых общих бюджетных, средств
образовательному учреждению или за счет местного бюджета;
- сокращение наполняемости классов, групп продленного дня и
внешкольных учреждений, дополнительное деление класса на подгруппы
за счет местных бюджетов;
- создание или долевое финансирование за счет имеющихся
средств сверх установленных нормативов образовательных,
физкультурно-оздоровительных учреждений и интернатов, в том числе
и вне пределов соответствующих административно-территориальных
единиц;
- заключение договоров с образовательными учреждениями,
отнесенными к государственной и республиканской собственности, по
оказанию дополнительных образовательных услуг местным жителям;
- контроль за состоянием учета и отчетности, соблюдением
финансовой дисциплины, правил охраны труда, техники безопасности,
профилактики правонарушений и дорожно-транспортного травматизма в
образовательных учреждениях;
- создание фонда социальной защиты образования;
- внесение предложений в Совет Министров Крыма о ликвидации,
реорганизации, отчуждении, временной аренде образовательных
учреждений;
- организация работы по профилактике правонарушений и
преступлений молодежи по месту жительства и в образовательных
учреждениях, относящихся к их коммунальной собственности;
- рассмотрение ходатайств и внесение представлений в
Министерство образования Республики Крым о награждении работников
образования государственными наградами и присвоении почетных
званий в соответствии с действующим законодательством.
Городские и районные Советы народных депутатов образуют свои
органы управления образованием, методического и хозяйственного
обеспечения. В соответствии с действующим законодательством и
расчетными нормативами устанавливают структуру, штаты, утверждают
фонд и условия оплаты труда работников и направляют их
деятельность на:
- организацию учебно-методического обеспечения
образовательных учреждений, совершенствование профессиональной
квалификации педагогических работников, их переподготовку;
- координацию действий педагогических, производственных
коллективов, семьи, общественности по вопросам учебы и воспитания
детей;
- определение потребностей в педагогических работниках и
представление в Министерство образования Республики Крым для
формирования государственного заказа на кадры и заключения
договоров на их подготовку и переподготовку;
- контроль за исполнением законодательства Республики Крым об
образовании, профессиональной подготовки педагогических
работников; аттестация образовательных учреждений коммунальной
собственности;
- проведение экспертизы условий образовательного процесса при
создании новых типов государственных и негосударственных
образовательных учреждений; экспертизы программ
учебно-воспитательной деятельности негосударственных дошкольных
учреждений, начальной и основной школ;
- обеспечение преемственности обучения и контроль за
сохранением объема знаний в пределах, установленных Министерством
образования Республики Крым.
5.5. Органы общественного самоуправления в системе
образования.
Органами общественного самоуправления в системе образования
являются:
- общее собрание (конференция) коллектива, совет
образовательного учреждения;
- районная, городская конференции работников образования;
- районный, городской совет по народному образованию;
- республиканский съезд работников образования.
Положения о районных, городских советах по народному
образованию, советах учебно-воспитательных учреждений утверждаются
в установленном порядке Советом Министров Крыма.
5.6. Управление государственными образовательными
учреждениями.
Управление государственными образовательными учреждениями
осуществляется в соответствии с настоящим Законом, собственным
уставом, другими законодательными актами. Компетенция
государственного образовательного учреждения:
- самостоятельное планирование работы, решение вопросов
учебно-воспитательной, научной, методической,
финансово-хозяйственной, производственно-коммерческой
деятельности, выбор режима работы учреждения, продолжительности
учебной недели при сохранении базового учебного плана, оказание
различных видов материальной помощи;
- участие в формировании планов приема учащихся, студентов,
слушателей с учетом государственного заказа и заказов предприятий,
учреждений, организаций и потребности граждан;
- определение содержания дополнительного образования, форм,
методов обучения, профиля специализации учебного заведения, языка
обучения, изучения и воспитания;
- прием педагогических, инженерно-педагогических, других
работников, специалистов из других республик и государств на
конкурсной основе с последующим заключением контракта;
- привлечение по контракту педагогических работников на
вакантные должности в пределах учебного года и фонда заработной
платы для выполнения базового учебного плана;
- проведение аттестации педагогических работников и
определение их нагрузки, дифференцированной оплаты труда;
- самостоятельное использование всех видов ассигнований,
фонда заработной платы, формирование фонда производственного и
социального развития;
- использование фонда заработной платы по невычитанным часам
(предметам) базового учебного плана в последующие годы в пределах
II и III ступеней общеобразовательной школы;
- осуществление общественного контроля за организацией
питания в образовательных учреждениях;
- обеспечение воспитанников, учащихся и студентов льготами,
стипендиями, учебниками согласно действующему законодательству.
Непосредственное руководство государственным образовательным
учреждением осуществляет соответственно заведующий, директор,
ректор или другой руководитель, который утверждается, назначается
или нанимается на контрактной основе в порядке, определенном в
зарегистрированном уставе данного учреждения. Руководители
государственных образовательных учреждений республиканского
значения утверждаются (либо в установленном порядке назначаются)
на должность Министерством образования, структурными
подразделениями Совета Министров Крыма, имеющими
учебно-воспитательные учреждения, включая и избранных по конкурсу
в соответствии с уставом учреждения. Руководители средних
общеобразовательных учреждений коммунальной собственности
назначаются соответствующими органами управления образованием
районных и городских Советов народных депутатов по согласованию с
Министерством образования Республики Крым.
Лица, осуществляющие управление органами образования и
образовательными учреждениями, в своей деятельности
руководствуются только Законом и не связаны с решениями
политических партий и других объединений, преследующих
политические цели.
Взаимоотношения образовательного учреждения с органами
государственного управления и местного самоуправления строятся в
соответствии с законодательством Республики Крым.
5.7. Взаимоотношения органов государственного управления с
негосударственными образовательными учреждениями.
Негосударственные образовательные учреждения создаются в
соответствии с действующим законодательством в явочном порядке
Министерством образования Республики Крым, городским или районным
Советом народных депутатов.
Право на образовательную деятельность эти учреждения получают
после лицензирования и регистрации в установленном порядке.
Органы государственного управления образованием:
- проводят аттестацию и аккредитацию негосударственных
образовательных учреждений;
- не вмешиваются в деятельность негосударственных
образовательных учреждений, за исключением случаев нарушения
действующего законодательства, устава или снижения уровня обучения
учащихся, устанавливаемого Министерством образования Республики
Крым.
Раздел II
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования в Республике Крым представляет
совокупность преемственных образовательных программ различного
уровня и сеть реализующих их образовательных учреждений.
В Республике Крым Министерством образования устанавливается
обязательный объем знаний учащихся, в том числе выпускников
общеобразовательных и профессиональных учреждений различного типа.
В государственных учебных заведениях взыскание платы с
учащихся и студентов за обучение (кроме дополнительных видов), за
иные услуги учебного заведения, оплачиваемые из государственного
бюджета, не разрешается. Допускается введение платы за повторное
обучение, получение второй специальности, другие образовательные
услуги, определяемые Советом Министров Крыма.
Статья 6. Структура системы образования.
В Республике Крым устанавливается единая структура системы
образования, включающая:
- дошкольное воспитание;
- семейное образование;
- общее среднее образование;
- профессиональное образование;
- высшее образование;
- последипломную подготовку (стажировка, клиническая
ординатура и т. д.);
- аспирантуру;
- докторантуру;
- повышение квалификации, переподготовку кадров;
- внешкольное обучение и воспитание;
- самообразование.
6.1. Дошкольное воспитание.
Дошкольное воспитание осуществляется в семье, дошкольных
детских учреждениях во взаимодействии с семьей и ставит своей
целью обеспечение физического, психического здоровья детей, их
полноценное развитие, приобретение жизненного опыта, выработку
умений, навыков, необходимых для учебы в школе.
Дошкольными воспитательными учреждениями являются: детские
ясли, детские сады, детские ясли-сады, семейные, прогулочные,
дошкольные учреждения компенсирующего (для детей, нуждающихся в
коррекции физического и психического развития) и комбинированного
типов с краткосрочным, дневным, круглосуточным пребыванием детей,
а также детские сады интернатного и санаторного типов, детские
дома, школы-сады и другие основанные на разных формах
собственности.
Прием детей в дошкольные учреждения проводится по желанию
родителей (лиц, их заменяющих) в порядке, определяемом местными
Советами народных депутатов. Правовые отношения между дошкольными
учреждениями и родителями (лицами, их заменяющими) могут
регулироваться договором.
Местные Советы народных депутатов за счет средств бюджета
могут выплачивать компенсацию родителям, дети которых по
уважительным причинам или из-за отсутствия мест не посещают
дошкольные учреждения, в размере не менее половины суммы текущих
затрат на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении общего
типа, установленных Советом Министров Крыма.
6.2. Семейное образование.
Семейное образование в пределах начальной школы является
переходной формой образования (от дошкольного воспитания к общему
среднему обучению и воспитанию) и осуществляется в домашних или
соответствующих им условиях.
Допускается договорная система образования детей между
родителями (лицами, их заменяющими) и учебно-воспитательными
учреждениями разных типов и форм собственности.
Ежегодная аттестация детей проводится на основании Положения,
утверждаемого Министерством образования Республики Крым.
Семейное образование организуется и обеспечивается родителями
(лицами, их заменяющими) в соответствии с настоящим Законом,
другими законодательными актами Республики Крым.
6.3. Общее среднее образование.
Общее среднее образование должно обеспечивать всестороннее
развитие ребенка как личности, его склонностей, способностей,
таланта; профессиональное самоопределение, формирование
общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными,
национально-культурными потребностями объема знаний о природе,
человеке и обществе; экологическое воспитание, физическое
совершенство.
Государство определяет социально-необходимый объем общего
среднего образования. Получение образования в этих объемах
оплачивается государством.
Основным видом учебно-воспитательных учреждений,
осуществляющих общеобразовательную подготовку, является средняя
общеобразовательная школа трех ступеней: первая - начальная школа,
вторая - основная школа, третья - старшая школа, каждая из которых
может функционировать самостоятельно.
Сроки обучения на родном языке в классах первой и третьей
ступени, специализированных классах третьей ступени определяются
Министерством образования Республики Крым.
Школа третьей ступени дает полное общее среднее образование.
Обучение в общеобразовательной школе начинается с шести- или
семилетнего возраста.
Обучение по программе первого класса может проводиться в
дошкольных учреждениях.
Обязательным является обучение в школе до 15 лет. В
исключительных случаях районный или городской совет по народному
образованию (соответствующий орган управления образованием)
вправе, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), сократить
обязательный возраст обучения ребенка в общеобразовательной школе.
Начальные школы, классы третьей ступени в сельской местности
открываются независимо от количества учащихся. Открытие таких
школ, отдельных начальных и старших классов осуществляется по
решению местных Советов народных депутатов.
Прием в государственные учреждения, начиная с третьей ступени
общеобразовательной школы, осуществляется преимущественно на
конкурсной основе.
Для развития способностей, талантов детей создаются
профильные классы, специализированные школы, гимназии, лицеи, а
также разные типы учебно-воспитательных комплексов, в т. ч.
учебно-оздоровительный, специализированные классы и группы
довузовской подготовки при высших учебных заведениях Республики
Крым.
Одаренным детям государство обеспечивает образование в
Крымском республиканском лицее интернатного содержания, оказывает
поддержку и заинтересованность (стипендии, направление на учебу и
стажировку в ведущие отечественные и зарубежные образовательные и
культурные центры), учреждает фонд "Одаренные дети".
В школах всех типов и ступеней образования могут вводиться
дополнительные учебные курсы для получения образования сверх
уровня образования учащихся, устанавливаемого Министерством
образования Республики Крым.
Начальная профессиональная подготовка при общеобразовательных
учреждениях может проводиться в качестве дополнительных
образовательных услуг при наличии соответствующей материальной
базы. Начальная профессиональная подготовка проводится с согласия
учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
Выбор типа учебного заведения осуществляется его советом по
согласованию с исполкомами соответствующего городского или
районного Совета народных депутатов.
Обучение в специализированных, новых типах государственных
учебно-воспитательных учреждений (гимназиях, лицеях и т. д.)
финансируется из соответствующих бюджетов по учебным планам,
утвержденным или допущенным Министерством образования Республики
Крым.
Для граждан, которые желают получить общее среднее
образование, создаются вечерние (сменные школы, центры, классы,
группы с очной, заочной формами обучения), в т. ч. при дневных
общеобразовательных школах.
Желающим предоставляется право и создаются условия для
ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном.
6.4. Образовательные учреждения для граждан, нуждающихся в
социальной помощи и реабилитации.
Для детей, не имеющих необходимых условий для воспитания и
общения в семье, создаются общеобразовательные школы-интернаты.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
создаются школы-интернаты, детские дома, в том числе семейных
типов, на полном государственном обеспечении.
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются
общеобразовательные санаторные школы-интернаты, детские дома.
Учебные занятия с такими детьми могут проводиться в больницах,
санаториях, на дому.
Для лиц, имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии, которые не могут обучаться в массовых
учебно-воспитательных учреждениях, создаются специальные
общеобразовательные школы-интернаты, школы, детские дома, другие
учебные заведения. Направление на медико-педагогическое
обследование проводится с согласия родителей (лиц, их заменяющих).
Для детей и подростков, требующих особых условий воспитания,
создаются специальные школы и специальные профессиональные
училища.
Направление подростков в специальные воспитательные
учреждения с особым режимом воспитания может проводиться только на
основании решения суда.
6.5. Профессиональное образование.
Профессиональное образование обеспечивает получение
гражданами рабочей профессии в соответствии с их призванием,
интересами, способностями, повышение их производственной
квалификации, переподготовку, соответствующую уровню развития
науки, техники, производства.
Профессиональное образование граждан осуществляется на базе:
- полного общего среднего образования;
- образования в объеме основной и специальной школы;
- неполного основного образования с 15 лет.
В профессионально-технических учреждениях могут получать
профессиональную подготовку граждане, имеющие более высокий
уровень образования или профессию, за дополнительную плату.
Профессиональными учебно-воспитательными заведениями
являются:
- профессионально-технические училища;
- профессиональные училища различных уровней и их филиалы;
- учебно-производственные объединения, комплексы, комбинаты,
курсы разных типов и форм собственности;
- межшкольные учебно-производственные мастерские.
Профессиональные учебно-воспитательные заведения могут иметь
дневные, вечерние отделения, с отрывом и без отрыва от
производства, филиалы; входить в различные типы комплексов,
объединений (профессионально-техническое училище-совхоз,
профессионально-техническое училище-завод и т. д.), желающим
предоставляется право и создаются условия для сдачи
квалификационных экзаменов экстерном.
Профессиональные учебно-воспитательные заведения осуществляют
подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по
государственным заказам, а также по договорам с предприятиями,
учреждениями, организациями, отдельными гражданами.
Профессиональные учебно-воспитательные заведения могут иметь
одно или несколько базовых предприятий (объединений, организаций),
для которых они готовят рабочие кадры и отношения с которыми
регулируются на основании договоров.
Учащиеся государственных профессиональных
учебно-воспитательных заведений со сроком обучения десять и больше
месяцев находятся на полном или частичном государственном
обеспечении.
Государственные профессионально-технические учреждения
обеспечивают условия для получения профессиональной и
общеобразовательной подготовки учащихся с 15 лет. Министерство
образования Республики Крым вправе разрешать открытие групп для
обучения учащихся до пятнадцатилетнего возраста по отдельным
профессиям за счет бюджета районных и городских Советов народных
депутатов. Получение первой профессии в государственных
профессионально-технических учреждениях финансируется за счет
средств бюджета, подготовка и переподготовка по направлению службы
занятости - за счет фонда занятости населения.
Выпускникам профессионально-технического училища и других
профессиональных училищ разных уровней присваивается рабочая
профессия определенной квалификации в соответствии с полученным
образованием, квалификационными умениями и навыками.
Граждане могут также получить рабочую профессию, повысить
квалификацию, пройти переподготовку в учебно-курсовых комбинатах,
на курсах профессионального обучения работников на производстве.
Городские и районные Советы народных депутатов могут
создавать профессиональные учебные заведения, готовящие кадры для
нужд района и города.
6.6. Высшее образование.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную научную и
общекультурную практическую подготовку, получение гражданами
специальности в соответствии с их призванием, интересами,
способностями, повышение их квалификации, совершенствование
профессиональной подготовки, переподготовку, подготовку научных и
научно-педагогических кадров. Высшее образование осуществляется на
базе полного общего или среднего специального образования.
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях
Республики Крым может проводиться с отрывом, без отрыва от
производства, путем объединения этих форм, экстерном, на условиях
госзаказа и финансирования за счет средств бюджета Украины и
Республики Крым.
Для лиц, окончивших профессионально-техническое или среднее
специальное учебные заведения, могут быть определены сокращенные
сроки дальнейшего обучения в высшем учебном заведении по
соответствующему профилю.
В Республике Крым высшими учебными заведениями являются:
техникум (училище), колледж, институт, университет и др.
Высшие учебные заведения могут создавать разные типы учебных
комплексов, объединений.
Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность по
государственным заказам и договорам как основной форме
регулирования отношений между учебными заведениями и
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
Координация деятельности высших учебных заведений,
расположенных на территории Республики, вопросы подготовки кадров
для нужд народного хозяйства Республики Крым, некоторые другие
функции, делегированные Украиной Республике Крым, возлагаются на
республиканское Министерство образования.
Научная деятельность в системе высшего образования является
составной частью подготовки специалистов и осуществляется научными
коллективами, отдельными учеными по договорам, контрактам,
государственным заказам, программам, проектам. С этой целью
создаются научные, научно-производственные подразделения,
объединения, ассоциации, технологические парки, центры новых
информационных технологий научно-технического творчества и другие
формирования.
Совет Министров Крыма может создавать высшие учебные
заведения республиканской собственности и в соответствии с
действующим законодательством и положениями о них.
Верховный Совет Крыма признает:
- приоритет научных исследований в области народного и
национального образования, культуры;
- право на интеллектуальную собственность, в т. ч. на
образовательные технологии, порядок лицензирования которых
устанавливается законодательством Республики Крым и Украины.
6.6.1. Квалификация специалистов с высшим образованием.
Выпускникам высших учебных заведений присваивается квалификация
специалиста с высшим образованием определенной профессиональной
направленности или специальности, которая в соответствии с объемом
государственного образования определяется следующими уровнями:
- младший специалист - обеспечивают техникумы, училища,
другие учебные заведения эквивалентного уровня;
- бакалавр - обеспечивают колледжи, институты, другие учебные
заведения эквивалентного уровня;
- специалист - обеспечивают институты, другие учебные
заведения эквивалентного уровня;
- магистр - обеспечивает университет, институты, другие
учебные заведения, имеющие соответствующий сертификат.
6.6.2. Научные степени, ученые звания.
Выпускникам колледжа, института по результатам
квалификационной работы присуждается первая научная степень -
бакалавра соответствующей специальности.
Выпускникам университета, института, других приравненных к
ним учебных заведений по результатам защиты квалификационной
работы присуждается вторая научная степень - магистра
соответствующей специальности.
Научные степени кандидата и доктора наук присуждаются
специализированными учеными советами высших учебных заведений и
утверждаются в установленном порядке.
Ученые звания доцента, профессора, старшего научного
работника присваиваются учеными советами высших учебных заведений.
Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки
кадров образования и утверждаются в установленном порядке.
6.7. Повышение квалификации, переподготовка кадров.
Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают
углубление профессиональных знаний, умений по специальности,
развитие общей гуманитарной культуры, получение новой
квалификации, новой специальности на основе, приобретенной в
учебно-воспитательном заведении, и опыта практической работы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров образования
осуществляется учебными заведениями, методическими кабинетами на
договорной основе с предприятиями, учреждениями, организациями,
гражданами Республики Крым с учетом государственного заказа,
финансируемого за счет средств бюджетов местных Советов народных
депутатов, Республики Крым и Украины.
Формы, сроки, содержание обучения определяются учебными
заведениями, методическими кабинетами по согласованию с
заказчиком, Министерством образования Республики Крым.
К учебным заведениям повышения квалификации и переподготовки
кадров относятся:
- Крымский республиканский институт повышения квалификации и
переподготовки кадров образования;
- факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров
при высших учебных заведениях, а также на производстве;
................Перейти до повного тексту