1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о безопасности на транспорте
Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 29-9
от 31 октября 2007 года)
Настоящий Закон призван регулировать правовые, организационные, экономические и иные отношения в области обеспечения безопасности транспортного комплекса государств-участников СНГ от актов незаконного вмешательства, техногенных и природных кризисных ситуаций, а также в области обеспечения национальных интересов государств-участников СНГ в сфере транспортной деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о безопасности на транспорте
1. Законодательство государства-участника СНГ в области безопасности на транспорте состоит из конституции государства-участника, иных нормативно-правовых актов, международных договоров и соглашений государства-участника СНГ.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства-участника СНГ являются составной частью законодательства, регулирующего безопасность на транспорте. Если международным договором государства-участника СНГ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
акт незаконного вмешательства - действие (бездействие), в том числе террористический акт, направленное на нарушение устойчивости транспортной деятельности;
безопасность на транспорте - состояние транспортной системы государства-участника СНГ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, удовлетворять национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, экономический ущерб при транспортной деятельности;
законодательство государства-участника СНГ - совокупность законов государства-участника СНГ;
категорирование - деятельность специально уполномоченных органов (организаций) государства-участника СНГ по присвоению категорий транспортным объектам для определения конкретных требований по обеспечению безопасности транспортных объектов, транспортных средств, путей сообщения и т.д.;
кризисная ситуация - обстоятельства (обстановка), возникшие на транспорте из-за нарушения его нормального функционирования или воздействия внешней среды, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности людей, устранение которых требует применения нештатных (антикризисных) мер;
план готовности - документ, утверждаемый уполномоченным в соответствии с законодательством государства-участника СНГ органом (организацией, лицом), содержащий перечень конкретных мер и мероприятий, порядок действий при возникновении кризисных ситуаций, распределение обязанностей персонала и т.д. в целях предупреждения, действий в условиях кризисных ситуаций, а также ликвидации и минимизации последствий кризисных ситуаций;
субъекты транспортной деятельности - юридические и (или) физические лица, осуществляющие деятельность в транспортном комплексе государства-участника СНГ;
транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа посредством различных видов транспорта или их сочетания, а также другие связанные с перевозкой работы и услуги;
транспортный комплекс государства-участника СНГ - единая техническая система государства-участника СНГ, предназначенная для перемещения пассажиров, грузов и грузобагажа;
транспортный объект - имущественный комплекс, используемый для выполнения различных операций при осуществлении транспортной деятельности;
угроза безопасности на транспорте - условия, обстоятельства и причины, способные нанести ущерб национальной безопасности государства-участника СНГ, ущемить его интересы, нарушить устойчивость транспортной деятельности, нанести вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде.
Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности на транспорте
1. Целью обеспечения безопасности на транспорте является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса государств-участников СНГ, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, от техногенных, природных и иных кризисных ситуаций.
2. Задачами обеспечения безопасности на транспорте являются:
1) определение угроз безопасности на транспорте;
2) оценка уязвимости транспортных объектов;
3) категорирование транспортных объектов;
4) разработка и реализация требований и мер в области обеспечения безопасности на транспорте;
5) подготовка специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте;
6) осуществление контроля и надзора в области обеспечения безопасности на транспорте;
7) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности на транспорте;
8) организация сотрудничества в рамках СНГ в области обеспечения безопасности на транспорте;
9) восполнение правовых пробелов в регулировании безопасности на транспорте в государствах-участниках СНГ.
Статья 4. Принципы обеспечения безопасности на транспорте
Основными принципами обеспечения безопасности на транспорте являются:
1) законность при обеспечении безопасности на транспорте;
2) приоритет жизни и здоровья людей, минимизация ущерба и вреда жизни и здоровью;
3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности на транспорте;
4) сочетание интересов государства, личности и общества, взаимная ответственность государства, личности и общества;
5) конечная ответственность государства за обеспечение безопасности на транспорте;
6) разумное и законное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов транспортной деятельности при обеспечении безопасности на транспорте;
7) постоянное взаимодействие государств-участников СНГ в области обеспечения безопасности на транспорте;
8) гармонизация и унификация законодательства государств-участников СНГ в области безопасности на транспорте.
Статья 5. Субъекты обеспечения безопасности на транспорте и объекты защиты
1. Субъектами обеспечения безопасности на транспорте являются:
1) органы государственной власти и органы местного самоуправления государства-участника СНГ;
2) субъекты транспортной деятельности;
3) потребители транспортных услуг;
4) международные органы и организации, функционирующие в транспортной сфере.
2. Объектами защиты в области безопасности на транспорте являются:
1) потребители транспортных услуг;
2) транспортные объекты;
3) субъекты транспортной деятельности;
4) груз, багаж;
5) третьи лица, которым может быть причинен вред и (или) ущерб при транспортной деятельности.
Статья 6. Права и обязанности субъектов транспортной деятельности
1. Субъект транспортной деятельности обязан:
1) разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению безопасности на транспорте;
2) разрабатывать и предоставлять уполномоченным органам (организациям) государства-участника СНГ планы готовности;
3) предоставлять уполномоченным органам государственной власти государства-участника СНГ информацию и документы, необходимые для выполнения их функций;
4) незамедлительно сообщать уполномоченным органам государственной власти государства-участника СНГ о возникших угрозах;
5) принимать меры по установлению причин и обстоятельств, возникших на транспортных объектах кризисных ситуаций;
6) иметь необходимые лицензии, разрешения, свидетельства и сертификаты;
7) выполнять предписания, постановления и иные законные требования уполномоченных органов государственной власти государства-участника СНГ;
8) иметь и содержать в исправном состоянии в соответствии с требованиями безопасности на транспорте транспортные объекты;
9) обеспечивать проведение мероприятий по оценке уязвимости и категорированию транспортных объектов;
10) обеспечивать подготовку специалистов и персонала в области безопасности на транспорте.
2. Субъект транспортной деятельности имеет право:
1) в установленном законодательством государства-участника СНГ порядке получать информацию по вопросам безопасности на транспорте;
2) вносить в органы государственной власти государства-участника СНГ предложения по обеспечению безопасности на транспорте.
3. Субъекты транспортной деятельности несут ответственность за несоблюдение требований безопасности на транспорте в соответствии с законодательством государства-участника СНГ.
Статья 7. Требования по обеспечению безопасности на транспорте
1. Требования по обеспечению безопасности на транспорте разрабатываются и устанавливаются уполномоченными органами государственной власти государства-участника СНГ и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной деятельности и пользователями транспортных услуг.
2. Особые требования по обеспечению безопасности на транспорте в период мобилизации, действия военного или чрезвычайного положения, при удовлетворении особо важных государственных и оборонных нужд, перевозках опасных грузов или иных особых перевозках устанавливаются в соответствии с законодательством государства-участника СНГ.
3. Лицензирование определенных законодательством государства-участника СНГ видов деятельности, влияющих на безопасность на транспорте, осуществляется в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти государства-участника СНГ.
4. Организация подтверждения соответствия продукции, работ, услуг в сфере транспорта требованиям технической безопасности осуществляется в соответствии с законодательством государства-участника СНГ. Контроль и надзор за выполнением требований технической безопасности возлагается на специально уполномоченный орган государства-участника СНГ.
5. На субъектов транспортной деятельности может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье, имущество пассажиров или свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством государства-участника СНГ.
6. Особые требования по безопасности отдельных видов транспорта устанавливаются нормативно-правовыми актами государства-участника СНГ.
7. Органы государственной власти и местного самоуправления государства-участника СНГ, субъекты транспортной деятельности несут ответственность за непрерывность безопасности на транспорте. Для достижения непрерывности безопасности на транспорте субъекты обеспечения безопасности на транспорте обязаны постоянно анализировать ситуацию с безопасностью на транспорте, выявлять и устранять недостатки и слабые места, совершенствовать правовые, организационные, информационные, финансово-экономические, материально-технические, инновационные способы и методы обеспечения безопасности на транспорте.
8. Для органов государственной власти и местного самоуправления государства-участника СНГ, субъектов транспортной деятельности должны разрабатываться и утверждаться планы готовности.
9. Органы государственной власти и местного самоуправления государства-участника СНГ обязаны осуществлять меры по предупреждению и пресечению кризисных ситуаций. К таким мерам относятся:
1) разработка и утверждение планов готовности;
2) осуществление постоянного мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций на транспорте;
3) обучение персонала действиям на случай кризисных ситуаций, ознакомление персонала с мероприятиями, предусмотренными планом готовности;
4) создание обязательных резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения, управления, ликвидации и минимизации последствий кризисной ситуации;
5) создание и использование технических средств охраны и наблюдения, создание системы оповещения об угрозе и (или) возникновении кризисной ситуации;
6) организация системы обмена информацией ограниченного доступа.
Статья 8. Угрозы безопасности на транспорте
1. Угрозами безопасности на транспорте признаются угрозы техногенного, природного и социального характера.
2. К угрозам техногенного характера относятся:
1) высокая степень износа технических средств;
2) моральная устарелость технических средств транспорта;
3) конструктивно-производственные недостатки технических средств транспорта.
3. К угрозам природного характера относятся:
1) неблагоприятные климатические и погодные условия;
2) воздействие внешних непрогнозируемых факторов;
3) стихийные бедствия и катастрофы.
4. К угрозам социального характера относятся:
1) недостаточная профессиональная подготовка персонала;
2) незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса;
3) негативное влияние "человеческого фактора".
5. Перечень потенциальных угроз безопасности на транспорте определяется уполномоченными органами государственной власти государств-участников СНГ для транспортного комплекса в целом и для каждого вида транспорта.
Глава 2. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
Статья 9. Оценка уязвимости объектов транспортного комплекса
1. Оценка уязвимости объектов транспортного комплекса государства-участника СНГ проводится уполномоченным органом в соответствии с методикой, разрабатываемой уполномоченными органами исполнительной власти государства-участника СНГ.
2. Оценка уязвимости должна проводиться не реже одного раза в два года для всех объектов транспортного комплекса, независимо от формы собственности.
3. При оценке уязвимости объектов транспортного комплекса должны учитываться следующие характеристики:
1) прогнозируемый и возможный ущерб от кризисных ситуаций;
2) пожарная, радиационная, антитеррористическая, химическая и иная защищенность объекта;

................
Перейти до повного тексту