1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Модель


Модельный закон
о безопасности на воздушном транспорте
Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 29-10
от 31 октября 2007 года)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
Целями правового регулирования настоящего Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов государства и организаций посредством предупреждения кризисных ситуаций на авиационном транспорте и снижения тяжести их последствий.
Настоящий Закон применяется к гражданской авиации, а также экспериментальной, государственной авиации (кроме военной), используемой для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, авиации пограничной и таможенной служб для выполнения литерных полетов и иных государственных задач.
Закон носит рекомендательный характер и служит основой для законотворческой деятельности субъектов, имеющих право законодательной инициативы в государствах-участниках СНГ.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы обеспечения безопасности на воздушном транспорте
Правовыми основами обеспечения безопасности на воздушном транспорте являются конституция государства, настоящий Закон, национальное законодательство в сфере безопасности транспорта и авиации, другие законы и иные нормативные правовые акты государства, международные договоры, признанные государством, нормативные правовые акты президента и правительства государства.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
авиационная безопасность - состояние защищенности воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства в деятельность, связанную с функционированием воздушного транспорта;
авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность юридических и физических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах;
авиационная техника - воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания воздушных судов;
авиационное происшествие - событие, произошедшее при выполнении полета воздушного судна, которое повлекло за собой полное или частичное разрушение воздушного судна с гибелью или без гибели находившихся на его борту членов экипажа и пассажиров;
авиационное событие - авиационное происшествие или инцидент;
авиационный персонал - физические лица, имеющие профессиональную подготовку авиационного профиля, осуществляющие деятельность по организации полетов, управлению движением воздушных судов, обслуживанию воздушных судов, выполнению авиационных работ, а также по обеспечению перевозок, безопасности полетов или авиационной безопасности;
безопасность на воздушном транспорте - состояние (совокупность свойств) воздушного транспорта, позволяющее обеспечивать его устойчивое функционирование, защиту от угроз различного характера, предотвращение возникновения авиационных и чрезвычайных происшествий, минимизировать риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде в процессе авиационной деятельности;
безопасность полетов - состояние воздушного транспорта, позволяющее обеспечивать возможность выполнения полетов с вероятностью возникновения авиационных происшествий не выше заданного (приемлемого обществом) уровня;
воздушный транспорт - вид транспорта, основанный на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах;
государственное регулирование обеспечения безопасности на воздушном транспорте - установление государством общих правил обеспечения безопасности на воздушном транспорте, осуществление надзора за их выполнением и определение ответственности за их несоблюдение;
зона кризисной (чрезвычайной) ситуации - территория, на которой сложилась кризисная (чрезвычайная) ситуация;
инцидент - событие, произошедшее в процессе функционирования воздушного транспорта, которое могло привести, но не привело к авиационному или чрезвычайному происшествию;
кризисная ситуация - обстоятельства (обстановка), возникшие на воздушном транспорте из-за нарушения его нормального функционирования или воздействия внешней среды, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности людей, устранение которых требует применения нештатных (антикризисных) мер;
ликвидация кризисных (чрезвычайных) ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении кризисных (чрезвычайных) ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь;
обеспечение авиационной безопасности - деятельность (система мер), осуществляемая специально уполномоченными органами, службами, подразделениями и авиационным персоналом, направленная на предотвращение террористических акций, захвата и/или угона воздушного судна и иных незаконных вмешательств в авиационную деятельность;
обеспечение безопасности на воздушном транспорте - деятельность (система мер), осуществляемая органами государственной власти, авиационными организациями и персоналом, другими юридическими и физическими лицами, направленная на предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий в процессе авиационной деятельности и снижение тяжести их последствий;
обеспечение безопасности населения в районах полетов - деятельность (система мер), направленная на предотвращение случаев гибели граждан, нанесения ущерба их здоровью и имуществу, которые могут возникнуть при падении летательных аппаратов и их фрагментов, перевозимых грузов в результате авиационных и чрезвычайных происшествий, а также других видов негативного воздействия полетов воздушных судов на человека;
обеспечение безопасности полетов - деятельность (система мер), направленная на предотвращение авиационных событий;
обеспечение безопасности эксплуатации объектов воздушного транспорта - деятельность (система мер), направленная на предотвращение гибели и травматизма авиационного персонала и других лиц, ущерба их имуществу и окружающей среде в процессе эксплуатации объектов воздушного транспорта;
обеспечение экологической безопасности авиационной деятельности - деятельность (система мер), направленная на нейтрализацию (снижение) негативного влияния авиационной деятельности на состояние окружающей среды и условия жизнедеятельности человека;
особая ситуация - ситуация на борту воздушного судна, которая возникла в полете из-за влияния (проявления) опасных факторов и привела к снижению безопасности полета (возрастанию возможности возникновения авиационного происшествия);
план готовности - инструктивный документ, содержащий перечень мер и мероприятий по предупреждению кризисных (чрезвычайных) ситуаций на воздушном транспорте, функциональных обязанностей персонала, порядок действий органов и должностных лиц при предупреждении, возникновении и ликвидации последствий кризисных (чрезвычайных) ситуаций на воздушном транспорте;
полномочный орган в области обеспечения безопасности воздушного транспорта - орган исполнительной власти или другой орган, уполномоченный государством на осуществление функций в области обеспечения безопасности воздушного транспорта;
предупреждение кризисных (чрезвычайных) ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения кризисных (чрезвычайных) ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь;
система обеспечения безопасности на воздушном транспорте - совокупность взаимодействующих сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера по обеспечению безопасности на воздушном транспорте;
угроза безопасности на воздушном транспорте - условия, обстоятельства и причины, способные привести к нарушению функционирования воздушного транспорта, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде, а также экономике, обороноспособности и национальной безопасности государства;
чрезвычайная ситуация - обстоятельства (обстановка), сложившиеся на определенной территории в результате авиационного или чрезвычайного происшествия, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери, нарушение функционирования воздушного транспорта, ухудшение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других чрезвычайных работ;
чрезвычайное происшествие - событие, произошедшее в процессе авиационной деятельности, не относящееся к авиационному происшествию и не связанное с незаконным вмешательством в авиационную деятельность или с иными причинами, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности на воздушном транспорте
Целями обеспечения безопасности на воздушном транспорте являются:
- защита жизни и здоровья граждан от угроз на воздушном транспорте;
- функционирование воздушного транспорта без авиационных и чрезвычайных событий;
- снижение негативного влияния авиационных и чрезвычайных происшествий на воздушном транспорте на экономическую и национальную безопасность государства.
Задачами обеспечения безопасности на воздушном транспорте являются:
- совершенствование правовых основ обеспечения безопасности на воздушном транспорте;
- определение угроз безопасности на воздушном транспорте;
- защита объектов воздушного транспорта от угроз различного характера (техногенного, социогенного и природного);
- повышение ответственности всех участников авиационной деятельности за состояние безопасности и обеспечение их заинтересованности в достижении высокого уровня безопасности воздушного транспорта;
- предотвращение авиационных и чрезвычайных происшествий;
- снижение тяжести последствий авиационных и чрезвычайных происшествий;
- предупреждение кризисных (чрезвычайных ситуаций), связанных с нарушением функционирования воздушного транспорта и ликвидация последствий их возникновения;
- снижение негативного влияния воздушного транспорта на окружающую среду и условия жизнедеятельности человека;
- разработка и реализация требований и мер по обеспечению безопасности на воздушном транспорте;
- подготовка специалистов в области обеспечения безопасности на воздушном транспорте;
- осуществление контроля и надзора в области обеспечения безопасности на воздушном транспорте;
- информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности на воздушном транспорте;
- организация международного сотрудничества в области обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
Статья 4. Основные принципы обеспечения безопасности на воздушном транспорте
Основными принципами обеспечения безопасности на воздушном транспорте являются:
- соблюдение законности, прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности на воздушном транспорте;
- сохранение жизни и здоровья людей, минимизация ущерба и вреда их жизни и здоровью, имуществу и окружающей среде;
- сочетание интересов государства, общества и личности и их взаимная ответственность за обеспечение безопасности на воздушном транспорте;
- системный подход к обеспечению безопасности на воздушном транспорте с учетом угроз различного характера;
- упреждающий характер мер по обеспечению безопасности на воздушном транспорте;
- финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на воздушном транспорте;
- разумное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов авиационной деятельности при обеспечении безопасности на воздушном транспорте;
- гармонизация законодательства государств-участников СНГ в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
Статья 5. Угрозы безопасности на воздушном транспорте
Угрозами безопасности на воздушном транспорте являются угрозы техногенного, социогенного и природного характера.
К угрозам техногенного характера относятся:
- высокая степень износа и моральная устарелость авиационной техники, технических средств и объектов авиационной инфраструктуры;
- неудовлетворительный ремонт авиационной техники на авиаремонтных предприятиях;
- отказы авиационной техники, не связанные с действиями авиационного персонала, участвующего в осуществлении полетов.
К угрозам социогенного характера относятся:
- проявления терроризма на воздушном транспорте и других видов незаконного вмешательства в авиационную деятельность;
- недостаточная профессиональная подготовка авиационного персонала;
- негативное влияние человеческого фактора, обусловленного природными и личностными ограничениями психофизиологических возможностей человека;
- недостаточный государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте;
- низкий уровень развития и применения методов и средств мониторинга и прогнозирования угроз, предупреждения авиационных и чрезвычайных происшествий.
К угрозам природного характера относятся:
- неблагоприятные климатические и погодные условия;
- воздействие внешних непрогнозируемых факторов (столкновение с инородными телами в атмосфере, столкновение с птицами, воздействие атмосферного электричества, турбулентность, сдвиг ветра, воздействие различного вида помех);
- стихийные бедствия и катастрофы.
Перечень потенциальных угроз безопасности на воздушном транспорте определяется уполномоченными органами государственной власти в области воздушного транспорта.
Статья 6. Субъекты и объекты обеспечения безопасности на воздушном транспорте
1. Основным субъектом обеспечения безопасности на воздушном транспорте является государство, осуществляющее функции в этой области через законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности на воздушном транспорте в соответствии с законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности воздушного транспорта, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности воздушного транспорта в соответствии с законодательством государства, субъектов государства, нормативными актами органов государственной власти и управления, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
2. Объектами обеспечения безопасности являются:
- жизнь и здоровье граждан;
- объекты воздушного транспорта, в том числе воздушные суда, объекты инфраструктуры и другие материальные ценности;
- интересы государства в сфере воздушного транспорта.
Глава 2. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья 7. Направления обеспечения безопасности на воздушном транспорте
В соответствии со спецификой угроз и организации противодействия им деятельность по обеспечению безопасности на воздушном транспорте осуществляется по следующим направлениям:
- безопасность полетов;
- авиационная безопасность;
- безопасность эксплуатации объектов воздушного транспорта;
- безопасность населения в районах полетов;
- экологическая безопасность авиационной деятельности.
Статья 8. Обеспечение безопасности полетов
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности полетов, а также полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области обеспечения безопасности полетов, определяются законами и иными нормативными актами государства.
Статья 9. Обеспечение авиационной безопасности
Правовые и организационные основы обеспечения авиационной безопасности определяются действующим законодательством государства в области авиации и правоохранительной деятельности.
Статья 10. Обеспечение безопасности эксплуатации объектов воздушного транспорта
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности эксплуатации объектов воздушного транспорта, а также полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в данной области, определяются законодательством государства в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Статья 11. Обеспечение безопасности населения в районах полетов
Обеспечение безопасности населения в районах полетов осуществляется путем:
- предотвращения прохождения траекторий (трасс) полетов воздушных судов и других летательных аппаратов над густонаселенными районами, атомными электростанциями и другими потенциально опасными промышленными предприятиями;
- запрещения городского и сельского строительства в зонах воздушных подходов аэродромов и в районах полигонов;
- введения ограничений на осуществление полетов;
- оповещения населения района об осуществлении полетов и другой авиационной деятельности, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан при нахождении в этих районах.
Меры по обеспечению безопасности населения в районах полетов разрабатываются и реализуются специально уполномоченными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, авиационными и другими организациями, участвующими в авиационной деятельности.
Статья 12. Обеспечение экологической безопасности авиационной деятельности
При планировании видов авиационной деятельности, отнесенных законодательством государства к числу потенциально опасных видов деятельности (строительство аэродромов и аэропортов, производство и утилизация авиационной и другой техники, материалов и веществ), проводятся государственная экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертизы при обязательном наличии документации, содержащей материалы об оценке воздействия данной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.
Меры по обеспечению экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности авиационной деятельности осуществляются в соответствии с национальным и международным законодательством в области экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, разрабатываются и реализуются специально уполномоченными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, авиационными и другими организациями, участвующими в авиационной деятельности.
Глава 3. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья 13. Система обеспечения безопасности на воздушном транспорте
Система обеспечения безопасности на воздушном транспорте является частью государственной системы обеспечения безопасности на транспорте, которая входит в общегосударственную систему национальной безопасности.
Основными элементами системы обеспечения безопасности на воздушном транспорте являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в авиационной деятельности в соответствии с законодательством государства.
Государство обеспечивает наличие системы безопасности на воздушном транспорте, формирует (определяет) орган (организацию), отвечающий за безопасность на воздушном транспорте, и определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

................
Перейти до повного тексту