1. Правова система ipLex360
  2. Законодавство
  3. Резолюція


Резолюция N 1 Стратегия в области управления и развития рыболовства Отчет о Всемирной Конференции ФАО по управлению и развитию рыболовства
Рим 27 июня - 6 июля 1984 года
Всемирная конференция ФАО по управлению и развитию рыболовства:
учитывая, что рыба имеет важное значение в повседневном пищевом рационе во многих странах и на ее долю приходится примерно одна четвертая часть всех мировых запасов белков животного происхождения и что во многих странах рыболовство является важным источником занятости, доходов и поступлений иностранной валюты;
будучи убеждена, что в результате более рационального использования эксплуатируемых в настоящее время ресурсов путем улучшения управления производством, сохранения ресурсов и сокращения доходов, расширения производства за счет недостаточно используемых или неиспользуемых видов рыбы и аквакультуры, рыболовство может в более значительной степени содействовать достижению национальных социально-экономических целей и решению задач в области питания;
отмечая, что в результате коренных изменений, происшедших в мировом рыбном хозяйстве, в частности заключения в 1982 году Конвенции ООН по морскому праву, в настоящее время пересматриваются и изменяются, в соответствии с новыми требованиями национальные и международные цели, политика и стратегия в области управления и развития рыболовства;
1) одобряет Стратегию в области управления и развития рыболовства, представленную Конференции;
2) просит соответствующие государства и международные организации принимать во внимание содержащиеся в Стратегии принципы и основные направления при планировании управления и развития рыболовства;
3) просит Генерального директора ФАО разработать эффективные меры по наблюдению за ходом выполнения решений этой Конференции.
Текст стратегии в области управления и развития рыболовства
Введение
1. Новый режим, касающийся ресурсов Мирового океана, закрепленный в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года и нашедший свое отражение в действиях и практике государств, особенно начиная с 70-х годов, привел к признанию в мировом масштабе полномочий прибрежного государства по управлению рыболовством в районе своей юрисдикции. Эти полномочия создают новые возможности и налагают обязанности на прибрежные государства, а также ставят проблемы перестройки перед странами, использующими экспедиционные флотилии.
2. В этой связи правительствам необходимо пересмотреть свои индивидуальные и коллективные стратегии и политику в области управления и развития рыболовства. В этот период изменений ставится задача разработать новую, более совершенную основу для рационального управления морскими рыбными ресурсами и их использования с должным учетом условий нового режима рыболовства. Кроме того, новый режим рыболовства должен создать дополнительные возможности для повышения роли рыболовства в мировом снабжении продовольствием, способствуя решению проблем, связанных с недоеданием и обеспечением стран продовольствием. Развитие рыболовства должно способствовать улучшению социально-экономических условий беднейших слоев населения. В этой связи при пересмотре стратегий и политики в области управления и развития рыболовства необходимо полностью учитывать настоящий и потенциальный вклад морского рыболовства как в пределах, так и за пределами исключительных экономических зон, так же как и рыболовства во внутренних водоемах и аквакультуры. Кроме того, следует учитывать такие существенные факторы производства, как рыболовные суда, орудия лова и технология, квалифицированный персонал и исследовательский потенциал.
3. Полномочия прибрежных государств в отношении ресурсов, большая часть которых ранее была доступна для всех, а в настоящее время находится в исключительных экономических зонах, являются необходимым, но недостаточным условием для рационального управления и оптимального использования ресурсов. Не решены еще проблемы осуществления этих полномочий, которые требуют большей компетенции в области управления. Системы управления должны охватывать всех потребителей ресурсов, включая как национальные, так и, при наличии разрешений, иностранные суда. Помимо этого, трудности в управлении могут по-прежнему возникать в тех случаях, когда запасы находятся в зонах соседних стран. Таким образом, необходимо продолжать и в ряде случаев укреплять сотрудничество между странами.
4. В принципе, коренные изменения, которые недавно произошли в сфере мирового рыболовства, создали возможность для правительств рассмотреть вопрос о том, какой вклад может внести рыболовство в достижение национальных социально-экономических целей и решение задач в области питания, а также произвести переоценку национальных и международных целей, политики и стратегии в области управления и развития рыболовства.
5. Стратегия в области управления и развития рыболовства не предусматривает повторного обсуждения проблем, уже решенных на третьей Конференции ООН по морскому праву, она не наносит ущерба положениям Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Наряду с этим в рекомендациях и основных направлениях, включенных в стратегию, в полной мере учтен национальный суверенитет, и они носят гибкий характер, отвечающий особым потребностям отдельных стран.
I. Вклад рыболовства в достижение национальных социально-экономических целей и решение задач в области питания
6. Третья Конференция ООН по морскому праву обратила особое внимание многих правительств на потенциальные возможности использования морских ресурсов в их прибрежных водах. Благодаря расширению их юрисдикции прибрежные государства могут в настоящее время получать большие преимущества от эксплуатации этих ресурсов, увеличивать вклад, вносимый ими в достижение национальных социально-экономических целей и решение задач в области питания. В то же время было обращено внимание на потенциальную роль рыболовства во внутренних водоемах и аквакультуры как источников продовольствия и в общем контексте социально-экономического развития сельской местности. Эти новые возможности и задачи требуют переоценки национальной политики в области управления и развития рыболовства. Во многих странах деятельность, связанная с рыболовством, может служить также основой для более активного участия государств в изучении и использовании океанов.
7. Государства обладают суверенным правом определять свою политику в области развития и использования своих рыбных ресурсов. Существует ряд альтернативных целей, например, производство продовольствия, получение иностранной валюты, создание источника доходов и возможностей занятости, сохранения ресурсов, которые носят взаимодополняющий, а не противоречивый характер в плане развития для правительств при определении их первоочередных задач на основе этих политических альтернатив. Несомненно также и то, что не существует единой модели развития рыболовства ввиду разнообразия людских, природных, материальных и финансовых ресурсов, национальных целей и социально-экономических задач. Поэтому каждое правительство должно определить свою политику и цели в свете своего конкретного положения и потребностей.
8. Признавая особые условия каждой страны при изучении вклада рыболовства в достижение национальных социально-экономических целей и решения задач в области питания и их право выбора, следует принимать во внимание следующие принципы и основные направления:
- Рыболовство охватывает целый комплекс человеческой и межотраслевой деятельности в рамках общенациональной экономики и общества в целом. В этой связи планы развития рыболовства должны являться неотъемлемой частью планов развития национальной экономики и планов обеспечения продовольствием и соответствовать социальным целям и задачам в области питания, а также поставленным первоочередным задачам. При планировании рыболовства развивающихся стран следует учитывать разработку средне- и долгосрочных планов как основных элементов развития рыболовства.
- Определение целей должно основываться на оценке существующих рыбных ресурсов, имеющейся технологии, рынков реализации продукции, социально-экономических условий, потенциального воздействия других видов экономической деятельности и иных соответствующих факторов, включая, в случае необходимости, иностранные операции.
- Развитие рыболовства часто преследует несколько целей, но эти цели не всегда совпадают. Там, где нужны компромиссы, требуется, чтобы эти цели были четко определены, были указаны сравнительные преимущества и внесена ясность в соответствующие приоритеты их выполнения.
- Поскольку условия, в которых ведется рыболовство, часто меняются, цели, приемлемые в одно время, могут оказаться неприемлемыми в другое. Необходимо периодически пересматривать актуальность целей.
- В качестве основы развития рыболовства правительствам необходимо создавать механизмы и повышать уровень рыбохозяйственного планирования с учетом всех соответствующих отраслей знаний.
- Необходимо тщательное планирование управления и капиталовложений для того, чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов. В этой связи страны должны принимать соответствующие меры по сохранению и управлению на основе научных данных. Когда имеется мало информации о ресурсах и потенциальных уловах, развитие промысла или капиталовложений должно осуществляться осмотрительно.
- Для планирования, осуществления и последующего контроля за управлением и развитием рыболовства необходимы надежная и своевременная информация и статистические данные по всем аспектам рыболовства. Следует развивать национальный потенциал по сбору данных и информации. Следует поощрять региональное и субрегиональное сотрудничество по сбору и распространению данных там, где это необходимо.
- Необходимо увеличить потенциал прибрежных государств в оценке запасов, с тем чтобы они могли определять допустимые уловы живых ресурсов в районах, в которых они осуществляют свои суверенные права.
- В планах развития следует учитывать все аспекты сектора рыболовства, не только улов, переработку, сбыт, обслуживание и материально-техническое обслуживание, но и развитие инфраструктуры, технологии и людских ресурсов, что позволит развивающимся странам более рационально эксплуатировать свои рыбные ресурсы, повысить прибавочную стоимость и расширить возможности занятости. Необходимо, чтобы все соответствующие стороны поняли социальное значение рыболовства как источника питания, занятости и прибыли и, следовательно, необходимость и целесообразность применять методы рыболовства и переработки, которые не создают угрозу экономической жизнеспособности в результате истощения ресурсов.
- При разработке и осуществлении планов управления и развития рыболовства необходимы тесное сотрудничество и консультации между администраторами, учеными и лицами, участвующими в добыче и реализации рыбы.
- Для достижения целей в области управления и развития рыболовства необходимы правовые рамки и организационная структура. Это относится не только к морскому рыболовству, но и к рыболовству во внутренних водоемах и к аквакультуре и имеет особое значение в тех случаях, когда существует конкуренция между промысловиками и между промысловым и любительским рыболовством и когда имеется сильная конкуренция со стороны других земле- и водопользователей.
- Развитие мелкомасштабного рыболовства в большинстве случаев требует специальной поддержки правительств. Комплексный подход с помощью и при участии рыболовецких кооперативов часто является наилучшим способом направления технической, финансовой и других видов помощи. Важно разработать и внедрить технологию, соответствующую местным условиям.
- Поддержка правительства могла бы включить финансовые планы в целях модернизации и расширения флотилии для промышленного и мелкомасштабного рыболовства.
- Развитие национального рыболовства и потенциальных промысловых возможностей страны необходимо для полной и рациональной эксплуатации рыбных ресурсов в исключительных экономических зонах. Должно быть установлено правильное соотношение между потенциальными возможностями и потребностями как кустарного, так и крупномасштабного рыболовства.

................
Перейти до повного тексту